Рубрика: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом публикации является обоснование и переработка авторского диагностического инструментария — «Шкалы социопсихологической адаптации» для педагогической оценки психосоциальной адаптированности младших школьников, а также подростков с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, сопровождающимися речевым недоразвитием. Шкала применима для проживающих в интернатах детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, имеющих перечисленные нарушения. Также шкала предназначается для использования педагогами при работе с подростками и юношами, имеющими разные варианты дизонтогенеза психики по типу недостаточного развития: легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), задержку психического развития, тяжелые нарушения речи. Цель публикации заключается в обеспечении возможностей широкого применения нового варианта предлагаемой шкалы психосоциальной адаптированности практиками специального образования, а также исследователями. Методологическим основанием работы является концепция функционального диагноза И. А. Коробейникова, предполагающая выделение адаптационных возможностей в качестве системообразующего, а характеристику психосоциального развития — результирующего фактора. Эффект работы может заключаться в потенциальном улучшении процесса сопровождения детей с обозначенными нарушениями развития в образовательной организации. Область применения результатов — методическое обеспечение диагностики в ходе реализации коррекционно-образовательного процесса. Практическим результатом является обозначение для педагогов целевых ориентиров формирующей работы, зависящих от уровня актуальной сформированности определенного компонента психосоциальной адаптированности, а также решение задачи мониторинга психосоциального развития. Научный результат заключается в возможности представления более точной характеристики контингентов испытуемых, обеспечивающей сопоставимость данных, получаемых разными исследователями
Ключевые слова: младшие школьники, подростки, адаптированность школьников, дети-сироты, психосоциальная адаптация, умственно отсталые дети, умственная отсталость, интеллектуальные нарушения, ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи, тяжелые нарушения речи, психологопедагогическое сопровождение, мониторинг, фунциональный диагноз, психосоциальное развитие
Abstract: The object of the publication is the substantiation and revision of the author's diagnostic tool – the Scale of Sociopsychological Adaptation – for the pedagogical assessment of the level of psychosocial adaptation of junior schoolchildren, as well as adolescents with mild intellectual disabilities, disorders of psychological development, and severe speech disorders accompanied by speech underdevelopment. The scale is applicable to orphaned children living in boarding schools and those left without parental care with the abovementioned disabilities. The scale is also intended for use by teachers when working with adolescents and young men who have different variants of dysontogenesis of some type of psychological underdevelopment: mild intellectual disability, disorders of psychological development, and severe speech disorders. The aim of this publication is to provide opportunities for a wide application of the new version of the suggested scale of psychosocial adaptation by practical teachers of special education, as well as academic scholars. The methodological foundation of the work rests on the conception of functional diagnostics of I. A. Korobeynikov, that presupposes the distinction of adaptive capabilities as a system-forming factor, and the characteristic of the psychosocial development as a resultant factor. The effect of the work may consist in potential improvement of the process of support for children with the abovementioned developmental disabilities at an education institution. The scope of the results application covers methodological support for diagnostics during implementation of the rehabilitation-educational process. The practical result may include the designation of educational targets for formative work, depending on the level of actual formation of a certain component of psychosocial adaptation, as well as solving the problem of monitoring psychosocial development. The scientific result consists in the possibility of presenting a more accurate description of the contingents of those tested, ensuring comparability of the data obtained by different researchers
Key words: junior schoolchildren, adolescents, adaptation of schoolchildren, orphans, psychosocial adaptation, children with intellectual disability, intellectual disability, DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, children with speech disorders, sever speech disorders, psycho-pedagogical support, monitoring, functional diagnostics, psychosocial development

Для цитирования:

Инденбаум, Е. Л. Методическое обеспечение мониторинга психосоциальной адаптированности школьников с нарушением в развитии / Е. Л. Инденбаум. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 85-113.

For citation

Indenbaum, E. L. (2024). Methods for monitoring the level of psychosocial adaptation of students with developmental disabilities // Special Education. – 2024. – №1. – P. 85-113.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.