Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена экспериментальному изучению результатов применения разработанной автором профилактической системы формирования графомоторного навыка письма у детей, имеющих предикторы регуляторной и зрительно-пространственной дисграфии. Обозначается проблема увеличения количества нормально развивающиеся дошкольников, чьи трудности усвоения письма являются следствием объективных закономерностей функциогенеза мозга ребенка, а также числа первоклассников, чье развитие не укладывается в общепринятые возрастные показатели. Рассматриваются вопросы современной концепции модернизации образования, признание уникальности и самоценности человеческой индивидуальности, проблемы поиска путей социализации личности с ограниченными возможностями здоровья, разработки новых педагогических стратегий общеобразовательного процесса с целью эффективного преодоления сложностей обучения детей с парциальными, неярко выраженными отклонениями. Обосновывается своевременность определения и внедрения на уроках, посвященных обучению грамоте, педагогических условий, позволяющих предупредить и корректировать ошибки, связанные с нестабильностью базовых функциональных компонентов, и заложить основы грамотной письменной речи школьников. Приводятся итоги апробации предложенной автором методики в массовой школьной практике. С использованием методов статистической обработки проводится сравнительный анализ работ учащихся, принимавших участие в контрольном эксперименте, по параметру «среднее значение частоты дисграфических нарушений» в «группе риска» и группе «условная норма». Определена эффективность применения системы обучения.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; дисграфия; предикторы дисграфии; логопедия; обучение письму; графомоторные навыки; нарушения письма.
Abstract: The article is devoted to an experimental study of results of application of the preventive system of formation of graphomotor writing skills worked out by the author in children with predictors of regulatory and visual-spatial dysgraphia. The author outlines the issue of the growing number of typically developing preschool children whose problems with writing acquisition result from the objective laws of the child’s functional brain genesis, as well as the increasing number of first-graders whose development does not fit the generally accepted age-related indicators. The article discusses questions of the modern conception of modernization of education, of recognition of the uniqueness and intrinsic value of human individuality, of finding ways of sociali-zation of the person with disabilities, and the development of new pedagogical strategies of education process in order to efficiently address the challenges of teaching children with partial or mild deviations. The study proves that it is time to create at the reading and writing lessons the pedagogical conditions al-lowing teachers to prevent and correct errors arising from instability of the basic functional components and to lay the foundations of literate written speech of schoolchildren. The author presents the results of approbation of the suggested method in mass school practice. Using the methods of statistical data processing, the author carries out a comparative analysis of the works of the pupils who participated in the control experiment for the parameter “average value of dysgraphic violations frequency” in the “risk group” and “conventional norm”. The study determines the effectiveness of the system.
Key words: disabilities; dysgraphia; dysgraphia predictors; logopedics; teaching writing; graphomotor skills; writing disorders.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.