Архив журнала
Самооценка детей с нарушениями зрения (обзор зарубежных исследований)
- 477
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Автор поддерживает существующую в психологии точку зрения на самооценку как одну из главных составляющих личностного развития. Самооценка может повлиять на достижения личности, общение с окружающими, качество жизни, способность адаптироваться к требованиям окружающей среды. Само-оценка также влияет на уровень психологического здоровья и общее состояние личностного благополучия.
Психологи не дают единого, универсального определения термина «самооценка», но большинство ученых согласны с тем, что самооценка — это оценочный образ «я». Самооценка при нарушениях развития адекватна только в случаях, когда личность осознает и принимает это нарушение как часть собственного «я». К сожалению, работ, посвященных изучению детской самооценки в случаях дизонтогенеза, прискорбно мало.
Данная статья представляет собой аналитический обзор аутентичных иностранных источников по проблеме самооценки детей с нарушениями зрения, актуальной для специальной психологии XXI века. Обзор выполнен на материалах исследований зарубежных авторов, ранее не переведенных на русский язык. Знакомство с их результатами позволяет приблизиться к психологическому пониманию самооценки и ее роли в развитии детей с нарушениями зрения, а также наметить профилактическую работу тифлопсихолога и тифлопедагога, а также родителей.
Ключевые слова: я-концепция; самооценка личности; дизонтогенез; дети с нарушениями зрения; нарушения зрения; тифлопсихология.
Abstract: The author supports the existing psychological point of view on self-evaluation as one of the main components of personal development. Self-evaluation can influence the person’s achievements, communication with others, quality of life, and ability to adapt to the environment. Self-evaluation can also influence the level of psychological health and the general state of personal well-being of the individual.
Psychologists don’t give a single universal definition of the term “self-evaluation”, but most researchers agree that self-evaluation is an evaluative self-image. Self-evaluation in cases of developmental disorders is adequate only when the person realizes and accepts this disability as part of their own self. Unfortunately, works devoted to the study of children's self-evaluation in cases of dysontogenesis are dramatically scarce.
This article provides an analytical review of foreign authentic sources on the problem of self-evaluation of children with visual impairments urgent to the special psychology of the 21st century. The review was conducted on the basis of research materials by foreign authors which had not been previously translated into the Russian language. Acquaintance with their results allows one to approach the psychological understanding of self-evaluation and its role in the development of children with visual impairments and to outline the preventive work of the typhlopsychologist and typhlopedagogue, as well as the parents.
Key words: self-image; self-evaluation of a person; dysontogenesis; children with visual impairments; visual impairments; typhlopsychology.