Вам может быть интересно:
Архив журнала
Реализация идеи «инклюзия в искусстве — искусство в инклюзии» в социально-образовательном проекте «Ожившие картины»
- 44
- Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье охарактеризованы цель, этапы, особенности социально-образовательного проекта инклюзивной направленности «Ожившие картины», реализуемого сотрудниками Национального художественного музея, преподавателями и студентами Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета, неслышащими студентами Белорусской государственной академии искусств и впервые внедряемого в Республике Беларусь для лиц с нарушением слуха. Проект ориентирован на расширение доступа к информации о произведениях мирового и отечественного искусства для неслышащих посетителей. Видеосопровождение экскурсий с художественным сурдопереводом и субтитрированием экскурсионных текстов и технологии их презентации построены с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушением слуха, сложностей их восприятия, переработки и оперирования словесным материалом. Цель проекта состоит в создании для лиц с нарушением слуха доступной информационной и культурно-образовательной среды в Национальном художественном музее.
За период реализации проекта его фокус-группа разработала более 20 сурдогидов к художественным произведениям Национального художественного музея Республики Беларусь.
Проект «Ожившие картины» позволяет в полной мере реализовать идею «инклюзия в искусстве — искусство в инклюзии». Участие в данном проекте стимулирует познавательный интерес всех причастных к проблемам социализации и интеграции лиц с нарушением слуха, актуализирует междисциплинарные связи сурдопедагогической теории и практики, содействует формированию профессиональных компетенций у будущих специалистов.
Ключевые слова: искусство, инклюзия, лица с особенностями психофизического развития, неслышащие, посетители музея, лица с нарушениями слуха, социально-образовательные проекты, доступная информационная среда, доступная культурно-образовательная среда, художественные музеи, произведения искусства
Abstract: The article describes the aim, the stages, and the specific features of a socio-educational project with an inclusive focus “Living Pictures”, realized by the staff of the National Art Museum, teachers and students of the Institute of Inclusive Education of the Belarusian State Pedagogical University, and deaf students of the Belarusian State Academy of Arts. The project is being implemented for people with hearing impairments in Belarus for the first time. The project is aimed at expanding access to information about the works of world and domestic art for deaf visitors. Video accompaniment of excursions with artistic sign language translation and subtitling of excursion texts and technologies of their presentation are built taking into account the special educational needs of persons with hearing impairments and difficulties of their perception, processing and operation of verbal material. The aim of the project is to create an accessible informational and cultural-educational environment for people with hearing impairments in the National Art Museum.
During the project implementation period, its focus group developed more than 20 surdo guides for the works of art of the National Art Museum of the Republic of Belarus.
The project “Living Pictures” makes it possible to fully realize the idea of “inclusion in art — art in inclusion.” The participation in the realization of this project stimulates the cognitive interest of all those involved in the problems of socialization and integration of persons with hearing impairments, actualizes interdisciplinary connections between the surdopedagogical theory and practice, and promotes the formation of professional competences of future specialists.
Key words: art, inclusion, persons with disorders of psychophysical development, deaf persons, museum visitors, persons with hearing impairments, socio-educational projects, accessible informational environment, accessible cultural-educational environment, art museums, works of art
Для цитирования:
Русакович, И. К. Реализация идеи «инклюзия в искусстве — искусство в инклюзии» в социально-образовательном проекте «Ожившие картины» / И. К. Русакович, А. В. Киселева, М. Д. Титовец. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №1 . – С. 139-151.
For citation
Rusakovich, I. K., Kiseleva, A. V., Titovets, M. D. (2025). A Realization of the Idea of “Inclusion in Art — Art in Inclusion” in the Sosio-educational Project “Living Pictures” // Special Education. – 2025. – №1 . – P. 139-151.