Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описаны современные подходы к оценке раннего речевого развития детей первых лет жизни. Он основан на системном комплексном анализе основных «линий развития». Подчеркнуто, что логопедическое обследование ребенка раннего возраста должно осуществляться только комплексно, с учетом других «линий развития»: познавательной, социальной, двигательной. Приводится точка зрения различных исследователей, согласно которой все психические процессы у ребенка развиваются исключительно через речь; при этом овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, совершенствует все виды деятельности и подталкивает социализацию ребенка. Подробно описаны клинические проявления нарушений доречевого развития (затруднения, а иногда и невозможность осуществления даже примитивных голосовых реакций). Особое внимание уделено характеристике речевой патологии детей раннего возраста, которая проявляется в виде отсутствия или задержки формирования вербальных средств общения. В статье трактуются понятия «задержка речевого развития» и «задержка психоречевого развития». На основе проведенного многолетнего комплексного лонгитюдного изучения детей первых лет жизни автором выделены пять групп детей с различными вариантами задержки речевого развития в зависимости от вариативности соотношения речевого, познавательного, двигательного и социального развития. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, реализующих коррекционно-развивающую работу с детьми первых лет жизни.
Ключевые слова: ранний возраст; младшие дошкольники; развитие речи; детская речь; логопедическое обследование; системный подход; комплексный подход; дошкольная логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; задержка речевого развития; задержка психоречевого развития; эпикризный срок.
Abstract: The article describes modern approaches to the assessment of early speech development of children of the first years of life. It is based on systemic complex analysis of the basic “lines of development”. It is stressed that logopedic examination of children at an early age should be carried out as a complex of diagnostic measures taking into account other “lines of development”: cognitive, social, motor, etc. The article makes reference to the points of view of various researchers according to which all psychological processes of the child develop exclusively through speech; and speech acquisition reorganizes the processes of perception and thinking, develops all kinds of activity and forwards the child’s socialization. Clinical manifestations of prespeech development disorders (impairment, and sometimes inability to produce even primitive voice responses) are described in detail. Special attention is paid to the characteristic of speech pathology of young children which is manifested in the form of absence or delay of formation of verbal means of communication. The article interprets the notions of “speech underdevelopment” and “delay in psycho-linguistic development”. Based on a complex longitudinal observation of children of the first years of life carried out over several years, the author singles out five groups of children with different variants of speech underdevelopment depending on variability of correlation between speech, cognitive, motor and social development. The article materials have theoretical and practical significance for logopedists, defectologists, and pedagogues-psychologists realizing rehabilitation-educational work with children of the first years of life.
Key words: early age; junior preschoolers; speech development; children’s speech; logopedics examination; systemic approach; complex approach; preschool logopedics; speech disorders; children with speech disorders; speech underdevelopment; delay in psycho-linguistic development; epicrisis period.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.