Архив журнала
Тест академических достижений: опыт совмещения педагогических, психологических и логопедических критериев оценки школьных навыков и высших психических функций детей с онкологией
- 413
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме исследования школьных навыков и высших психических функций у детей с онкологическими заболеваниями. Предлагается идея интегрировать разные диагностические подходы (нейропсихологические, педагогические, логопедические) в одном диагностическом инструменте. Тест, получивший название «Тест академических достижений», предлагает принципиально новый подход к диагностике за счет ориентации на специфику детей с онкологическими заболеваниями. Предполагая уровневую организацию оценки состояния школьных навыков, тест позволяет более детально проследить динамику актуального уровня достижений и спланировать дальнейшую работу с пациентами с опорой на полученные результаты. Тест состоит из ряда оцениваемых шкал по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, в каждую из которых входит ряд тестовых заданий. В качестве основных нейропсихологических критериев используются состояние зрительного, пространственного и слухового восприятия, объем кратковременной памяти, переключение и удержание внимания, а также функция программирования и контроля. Базовыми логопедическими критериями являются состояние фонематического слуха, объем активного и пассивного словаря, способность к грамматическому структурированию и речевому программированию и др. Также учитывается состояние мелкой моторики и синхронизация движений в системе «глаз — рука».
Ключевые слова: школьные навыки; школьники; учебная деятельность; нейропсихология; высшие психические функции; логопедия; психодиагностика; психологические тесты; школьная неуспеваемость; академические достижения; онкология; онкологические заболевания.
Abstract: The article deals with the problem of investigation of learning skills and higher psychological functions of children with oncological diseases. The authors suggest an idea to integrate different diagnostic approaches (neuropsychological, pedagogical and logоpedic ones) in a single diagnostic instrument. The test, which was called “Test of Academic Achievements”, is based on a principally new approach to diagnostics due to its orientation towards the specificity of children with oncological diseases. Presupposing hierarchical organization of assessment of the state of learning skills, the test allows the pedagogue to follow the dynamics of the real level of achievements in more detail and to plan the future work with patients with reference to the results obtained. The test consists of a number of assessment scales in mathematics, Russian, reading and development of speech, each of which includes some test assignments. The state of the visual, spatial and auditory perception, the volume of shortterm memory, switching over and concentrating attention, and the functions of programming and control are used as the main neuropsychological criteria. The basic logopedic criteria include the state of phonemic awareness, the volume of the active and passive vocabulary, the skills of grammatical structuring and speech programming, etc. The state of fine motor skills and the synchronization of movements in the eye-hand system are also taken into account.
Key words: learning skills; schoolchildren; learning activity; neuropsychology; higher psychological functions; logopedics; psycho-diagnostics; psychological tests; academic failure; academic achievements; oncology; oncological diseases.