Вам может быть интересно:
Архив журнала
Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития
- 493
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью настоящей
статьи является разработка психологической платформы для систематизации
специфических закономерностей развития детей с речевым дизонтогенезом.
Предпринята попытка с позиций психолингвистики и специальной психологии
обосновать специфику формирования
смыслового восприятия речи у детей с
общим недоразвитием речи как важнейшего средства обучения (получения,
обработки и хранения информации).
В рамках исследования показаны основные трудности когнитивного и языкового обеспечения внутрисистемных
связей в ходе понимания лексических
единиц языка. Акцент сделан на то, что
изучение указанных трудностей определяет создание специальных условий,
а также выбор специальных образовательных стратегий в обучении детей с
нарушениями речевого развития с учетом их особых образовательных потребностей. Междисциплинарность заявленной в статье проблематики оставляет предложенный авторами материал
открытым для обсуждения.
Ключевые слова: смысловое
восприятие речи, логогены, стратегии
смыслового восприятия речи, слово,
семантика слова, языковые операции,
общее недоразвитие речи, дети с ограниченными возможностями здоровья,
особые образовательные потребности.
Abstract: The purpose of the article
is to develop a psychological platform for
systematization of specific regularities of
progress of children with speech dysontogenesis. From the point of view of
psycholinguistics and special psychology,
an attempt is undertaken to substantiate the
specificity of development of sense perception of speech by the children with
general underdevelopment of speech,
which is an important component of the
learning process (obtaining, processing and
storing of the information). Within the
frameworks of the research main difficulties of cognitive and verbal establishment
of systemic links in the process of understanding the meaning of lexical units of the
given language are shown. The stress is
laid upon the fact that the study of the
above mentioned difficulties determines
creation of certain conditions and choice of
definite educational strategies in the course
of teaching children with verbal development disorders with regard to their specific
educational needs. Interdisciplinary character of the problem raised in the article
leaves it open for further discussion.
Key words: sense perception of
speech; logogenes; strategies of sense perception of speech; word; word semantics;
verbal operations; general underdevelopment of speech; children with health problems; specific educational needs.