Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье охарактеризовано аддиктивное поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особая форма девиации; даны в дихотомии сущностные характеристики понятий «девиантное поведение», «аддиктивное поведение»; обозначены критерии их проявлений. Проблема аддиктивного поведения — социальная проблема, имеющая такие негативные последствия, как конфликт с окружающими, утрата работоспособности. Определено, что нереализованность в реальной жизни порождает зависимости как психологического, так и физиологического характера. При этом способы и формы аддиктивного поведения довольно разнообразны и зачастую носят патологический характер. В статье представлена разнообразная типология аддиктивного поведения, указаны социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливающие развитие у них данного типа поведения. Обозначены способы профилактики аддиктивного поведения, связанные прежде всего с преодолением индивидуальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направленные на снижение у них уровня агрессивности и тревожности, формирование навыков бесконфликтного поведения, способности к саморегуляции, становление адекватной самооценки. Особый интерес представляет материал статьи о практике внедрения в деятельность бюджетного учреждения, оказывающего помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, программ, направленных на профилактику девиантного поведения воспитанников, подготовку и сопровождение приемных семей. В перспективе теоретико-методологические данные статьи в своих инвариантных характеристиках могут быть использованы в исследованиях по проблемам аддиктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Ключевые слова: аддиктивное поведение; девиантное поведение; замещающие семьи; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; виды аддикции.
Abstract: The article characterizes additive behavior of orphans and children left without parental care as a special form of deviation, defines the essential aspects of the notions of “deviant behavior” and “additive behavior” and outlines the criteria of their manifestations. The problem of additive behavior is a social issue resulting in such negative aftereffects as conflict with the sur-rounding people and loss of working capacity. The author figures out that non-realization in real life brings about addictions of both psychological and physiological nature. And the methods and forms of addictive behavior may be varied and often have a pathological character. The article presents various approaches to classification of additive behavior, and singles out socio-psychological peculiarities of orphans and children left without parental care responsible for this type of behavior. The author outlines the methods of prevention of additive behavior connected, first of all, with overcoming individual problems of orphans and children left without parental care and targeted at decreasing the level of aggressiveness and anxiety, at formation of the habits of non-conflict behavior, self-regulation skills and development of adequate self-esteem. The part of the article about the experience of implementation of programs aimed at prevention of deviant behavior of pupils and training and support for foster families in the activity of budgetary institutions catering for orphans and children left without parental care is of special interest. In future, theoretical and methodological materials of the article may be used in prospective research of additive behavior of orphans and children left without parental care brought up in foster families.
Key words: addictive behavior; deviant behavior; foster family; orphans; children left without parental care; kinds of addiction.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.