Вам может быть интересно:
Архив журнала
Детский аутизм и системные нарушения речи: особенности и принципы дифференциальной диагностики
- 536
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты более чем двадцатилетней научно-практической работы с неговорящими детьми с отсутствием вербальных средств общения и расстройством аутистического спектра (РАС). Цель исследований — выявление диагностически значимых клинических проявлений, характерных для специфических расстройств развития речи и детского аутизма, фиксирование сроков появления позитивных новообразований в психоречевом развитии и редукции психопатологических симптомов. Использовались методы: клиническое наблюдение (общее клиническое, неврологическое, психопатологическое, логопедическое), психологический, нейропсихологический, статистический. Дети прошли полное обследование у психиатра, невролога, логопеда, дефектолога, нейропсихолога, психолога. Проводилась функциональная диагностика: электроэнцефалография, эхо-энцефалография, рэоэнцефалография или ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга, по показаниям — магнитно-резонансная или компьютерная томография головного мозга. Все данные верифицированы. Полученные данные продемонстрировали обоснованность предложенной комплексной нейрореабилитации неговорящих детей с синдромом РАС: по прошествии 18—24 месяцев от начала проведения нейрореабилитации диагноз детского аутизма подтвержден у 16,9 % детей, у 83,1 % изменен на системное нарушение речи, в основном — сенсомоторную алалию.
Ключевые слова: диагностика; аутизм; системные нарушения речи; клинические проявления.
Abstract: The article presents the results of more than two decades of practical work with non-speaking children possessing no means of verbal communication and having autism spectrum disorder (ASD). The research is aimed at revealing diagnostically significant clinical symptoms typical of specific developmental speech disorders and children’s autism, and at determination of the time of emergence of positive new features in psycho-linguistic development and reduction of psychopathological symptoms. The author uses the method of clinical observation (general clinical, neurological, psychopathological, and logopedic), and the psychological, neuropsychological and statistical methods. The children were subject to complete observation by a psychiatrist, neurologist, logopedist, defectologist, neuropsychologist and psychologist. Functional diagnostics including electroencephalography, echo-encephalo-graphy, rheoencephalography or Doppler echocardiography of the cerebrovascular system and, if necessary, magnetic resonance imaging or computed tomography of the brain. All data have been verified. The data obtained corroborated the importance of the suggested complex neuro-rehabilitation of non-speaking children with ASD: 18—24 months after the beginning of neuro-rehabilitation, the diagnosis of children’s autism was confirmed in 16.9% of children; in 83.1% of children it was changed into systemic speech disorder – in most cases sensory-motor alalia.
Key words: diagnostics; autism; systemic speech disorders; clinical manifestations.