Архив журнала
Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития
- 681
- Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Изложены результаты исследования понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с умственной отсталостью и
задержкой психического развития.
Рассмотрены проблемы организации и
выбора содержания работы по формированию навыков регулирования, контролирования, идентификации эмоционального состояния.
Актуальность изучения эмоциональной сферы учащихся с умственной
отсталостью и задержкой психического
развития (ЗПР) определяется воздействием эмоций на все компоненты познания. Ограничения эмоциональной сферы
данных детей требуют ее специального
расширения и обогащения. Объект исследования — особенности распознавания по мимике эмоциональных состояний, владение эмотивной лексикой учащимися с умственной отсталостью и
ЗПР. Предмет исследования — обоснование и выбор направлений и содержания работы по развитию эмоциональной
сферы данного контингента детей.
Основная задача исследования и
анализа его результатов — это изучение степени распознавания эмоциональных состояний по мимике, определение связей между событием и возникающей эмоцией, понимание и
употребление эмотивной лексики
младшими школьниками с умственной
отсталостью и ЗПР.
Исследование проводилось в сопоставительном плане: сравнивались
показатели выполнения предложенных
заданий младшими школьниками с
нормальным развитием, с умственной
отсталостью и ЗПР. Были выявлены
существенные различия между детьми
указанных групп. Самые явные отмечены при распознавании связи между
событием, вызывающим эмоциональную реакцию, и соответствующей мимикой в понимании и употреблении
эмотивной лексики. Приведены основные направления работы по развитию
эмоциональной сферы данных детей.
Определены параметры коррекционно-развивающего воздействия: выработка
умений по осознаю испытываемых
эмоций, по распознаванию чувств других людей для правильного выстраивания межличностных отношений, по
владению эмотивной лексикой для характеристики переживаемых и воспринимаемых эмоций. Даны некоторые
методические рекомендации для планирования и проведения работы по
развитию эмоциональной сферы у
младших школьников с умственной
отсталостью и ЗПР.
Ключевые слова: младшие школьники с нормальным интеллектуальным развитием, с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития; эмоции; мимика; развитие эмоциональной сферы, эмотивная лексика.
Abstract: The article presents the results of investigation of comprehension of
emotional states by junior schoolchildren
with mental and intellectual retardation.
It deals with the problems of organization
and choice of content of work aimed at the
formation of skills of regulation, control
and identification of emotional state.
The urgency of investigation of emotional sphere of schoolchildren with mental
and intellectual retardation is defined by
the influence of emotions on all components of the process of cognition. The limitations of the emotional sphere of such
children demand its purposeful expansion
and enrichment. The scope of the study
includes the peculiarities of recognition of
emotional states by mimicry and mastering
emotive vocabulary by children with mental and intellectual retardation. The object
of the study consists in foundation and
choice of directions and content of work
towards development of the emotional
sphere of the category of children under
study.
The main aim of research and analysis of its results is investigation of the level
of comprehension of emotional states by
mimicry, revealing the connections between the event and the pertinent emotion and understanding and correct usage of
emotive vocabulary by junior schoolchildren with mental and intellectual retardation.
The research was carried out in a
comparative aspect: the authors compared
the tasks results of junior schoolchildren
with normal development and those of
children with mental and intellectual retardation. Significant differences were registered between the children of the above
mentioned groups. The most vivid differences in understanding and correct usage
of emotive vocabulary were found while
recognizing the connection between the
event which is the cause of the given emotion and the corresponding mimicry. The
authors worked out the main lines of further activity with the purpose of development of emotional sphere of such children.
They determined the following parameters
of pedagogical influence: formation of
skills of understanding the experienced
emotions, recognizing the emotions of
other people for correct execution of interpersonal interaction, knowledge of emotive
vocabulary for characteristics of the felt
and received emotions. The authors provide professional advice in methods of
planning and carrying out work for the
development of the emotional sphere of
junior schoolchildren with mental and intellectual retardation.
Key words: junior schoolchildren
with normal intellectual development; junior schoolchildren with mental and intellectual retardation; emotions; mimicry;
development of emotional sphere; emotional vocabulary.