Рубрика: СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ результатов изучения актуальной умственной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на основе теста Г. Витцлака «Способность к обучению в школе». Показано, что дефицитарность возможности оперирования элементами перцептивного опыта у детей с тяжелыми нарушениями речи негативно отражается на речевом развитии, реализующемся на основе знаковой системы языка. Авторами рассмотрена симптоматика нарушений сенсорно-перцептивного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с показателями этого процесса у нормотипичных детей. У детей с тяжелыми нарушениями речи выделены два уровня, отражающие степень сформированности психических процессов, характер их нарушений, влияющих на умственную готовность к школьному обучению. Сделаны выводы о корреляционной зависимости между уровнем сформированности умственной готовности к обучению в школе и состоянием речи. На основе полученных данных выдвинуто предположение о том, что процессы обучаемости, речи и мышления на протяжении развития ребенка интегрируются, образуя системы и структуры. В статье представлено описание того, как осуществлялась стимуляция сенсорно-перцептивного развития на основе практических, наглядных и словесных методов. Представлены основные направления педагогического воздействия, направленные на совершенствование/развитие невербальных и вербальных компонентов сенсорноперцептивных функций и психологических процессов. Подчеркивается, что в процессе стимуляции сенсорно-перцептивного развития в структуре готовности к обучению в школе у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать проявляющуюся у них первичную языковую недостаточность и содержание логопедической работы по стимуляции сенсорноперцептивного развития строить на основе формирования или развития планирующей и регуляторной функции речи, а также функции познания. На основе выделенных базовых факторов представлена последовательность структурных элементов, которая определила этапы логопедического воздействия по стимуляции сенсорно-перцептивного развития детей с тяжелыми нарушениями речи в структуре готовности к школьному обучению: первый этап — развитие ориентировочно-исследовательской деятельности; второй этап — развитие планирования деятельности; третий этап — развитие речевой деятельности; четвертый этап — развитие знаково-символической деятельности. Предложенная последовательность обусловлена интегративным характером развития выявленных процессов. В ходе постепенного продвижения с этапа на этап умственная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи сопровождается все большей степенью опосредования на основе речи, языка и символов
Ключевые слова: дошкольная логопедия, старшие дошкольники, речевые нарушения, дети с нарушениями речи, тяжелые нарушения речи, сенсорно-перцептивное развитие, умственная готовность, подготовка к школе, готовность к обучению, ориентировочно-исследовательская деятельность, планирование деятельности, детская речь, речевая деятельность, знаково-символическая деятельность
Abstract: The article presents an analysis of the results of studying the actual psychological readiness for school of senior preschool children with severe speech disorders based on G. Witzlak’s test ”Ability to learn at school”. It is shown that the deficiency in the ability to operate the elements of perceptual experience in children with severe speech disorders negatively affects speech development, which is realized on the basis of the semiotic language system. The authors consider the symptoms of sensory-perceptual development disorders in senior preschool children with severe speech disorders in comparison with the indicators of this process in typical children. Children with severe speech disorders display two levels that reflect the degree of formation of psychological processes and the nature of their disorders that affect psychological readiness for school. The study draws conclusions about the correlation between the level of formation of psychological readiness for school and the state of speech. Based on the data obtained, it is suggested that the processes of learning, speech and thinking are integrated throughout the child's development, forming systems and structures. The article describes how sensory-perceptual development is stimulated via practical, visual and verbal methods. The study presents the main areas of pedagogical intervention aimed at improving/developing nonverbal and verbal components of sensoryperceptual functions and psychological processes. The authors emphasize that in the process of stimulating sensoryperceptual development in the structure of readiness for school in children with severe speech disorders, it is necessary to take into account their primary language impairment and to organize the content of logopedic work to stimulate sensory-perceptual development on the basis of the formation or development of the planning and regulatory functions of speech, as well as the function of cognition. On the basis of the selected basic factors, a sequence of structural elements is presented, which determines the stages of logopedic intervention aimed to stimulate the sensoryperceptual development of children with severe speech disorders in the structure of school readiness: the first stage is the development of research orientation activity; the second stage is the development of activity planning; the third stage is the development of speech; the fourth stage is the development of symbolic-semiotic activity. The suggested sequence is correlated with the integrative nature of the development of the identified processes. During the gradual progress from stage to stage, the psychological activity of children with severe speech disorders is accompanied by an increasing degree of mediation based on speech, language and symbols
Key words: preschool logopedics, senior preschoolers, speech disorders, children with speech disorders, severe speech disorders, sensory-perceptual development, psychological readiness, school readiness, readiness for school, research orientation activity, activity planning, children’s speech, speech, symbolic-semiotic activity

Для цитирования:

Баряева, Л. Б. Стимуляция сенсорно-перцептивного развития в структуре готовности к школьному обучению детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 71-83.

For citation

Baryaeva, L. B., Lopatina, L. V. (2023). Stimulation of Sensory-perceptual Development in the Structure of the Readiness of Children With Severe Speech Disorders for School // Special Education. – 2023. – №3. – P. 71-83.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.