Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена модель психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечена значимость своевременного выявления и квалификации отклонений в развитии ребенка для разработки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оказания результативной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретических источников выделены и описаны принципы, условия, направления и этапы психолого-педагогического изучения детей. В качестве ведущих направлений психолого-педагогического изучения предлагается изучение социального, двигательного, познавательного и речевого развития ребенка. Этапы психолого-педагогического изучения детей охватывают период от рождения до подросткового возраста. Приведены примеры психолого-педагогического инструментария, который может применяться на различных этапах диагностической работы. Подробно рассмотрен алгоритм процесса психолого-педагогического изучения детей, который предполагает следующую последовательность диагностических процедур: скрининг-диагностика, комплексное обследование детей группы риска, дифференциальная диагностика ребенка командой специалистов, углубленная диагностика для разработки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оценка эффективности ее реализации. Предполагается, что реализация предложенной модели будет способствовать включению ребенка в процесс целенаправленного коррекционно-развивающего воспитания и обучения, предотвращению появления вторичных отклонений развития и успешной социализации.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое изучение, модели психолого-педагогического изучения, алгоритмы психолого-педагогического изучения.
Abstract: The article presents a model of psycho-pedagogical observation of children with disabilities. It reports the importance of timely detection and qualification of deviations in the development of the child for the design of an individual program of psycho-pedagogical support and the provision of effective psychological and pedagogical assistance to children with disabilities. Based on the analysis of theoretical sources, the principles, conditions, directions and stages of psycho-pedagogical observation of children are distinguished and described. The study of the child's social, motor, cognitive and speech development is proposed as the leading areas of psycho-pedagogical observation. The stages of psycho-pedagogical observation of children cover the period from birth to adolescence. The article provides examples of psycho-pedagogical tools that can be used at various stages of diagnostic work. The authors provide a detailed description of the algorithm of the process of psycho-pedagogical observation of children, which presupposes the following sequence of diagnostic procedures: screening diagnostics, comprehensive examination of children at risk, differential diagnostics of the child by a team of specialists, in-depth diagnostics for the development of an individual program of psycho-pedagogical assistance and evaluation of the effectiveness of its realization. It is assumed that the implementation of the suggested model can contribute to the inclusion of the child in the process of purposeful rehabilitation-educational upbringing and training, preventing the emergence of secondary developmental disorders and providing successful socialization.
Key words: children with disabilities, disabilities, psycho-pedagogical observation, models of psycho-pedagogical observation, algorithms of psycho-pedagogical observation.