Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения речевого дизонтогенеза и определения эффективных способов преодоления его нарушений у детей раннего возраста. Авторами раскрываются методологические основания, на которых базируется междисциплинарный нейроонторефлекторный подход к коррекции речевых нарушений. Результатом анализа исследовательских трудов и собственных практических достижений стала предлагаемая авторами трактовка понятия задержки речевого развития как дизонтогенеза речевых рефлексов и представленная в статье методика проведения логопедической работы с неговорящими детьми, разработанная известным логопедом И. И. Панченко-Миль; описана последовательность проведения логопедической работы по методу доречевых отношений — «ДО» (патент № RU 2 741 863 C1), который обеспечивает создание психофизиологических условий для быстрой стимуляции у ребенка в возрасте 2–5 лет ранних речевых рефлексов и отталкивается от вызова спонтанной физиологической произносительной реакции с постепенным переходом к текстам на заключительном этапе; охарактеризованы перспективы и потенциал внедрения данного метода в профессиональную деятельность логопедов. Применение данного метода позволит существенно повысить эффективность логопедической работы с неговорящими детьми раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе за счет активного включения родителей в коррекционный процесс. Предлагаемое авторами осмысление проблемы речевого дизонтогенеза и его преодоления оказывает влияние и на определение задач и содержания программ подготовки логопедов.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, младшие дошкольники, ранний возраст, языковая способность, речевые рефлексы, коммуникативные реакции, речевой дизонтогенез, детская речь, развитие речи, логопедическое воздействие, нейроонторефлекторный подход, задержка речевого развития.
Abstract: The article studies speech dysontogenesis and works out efficient ways of overcoming its consequences in children at an early age. The authors describe the methodological foundations on which the interdisciplinary neuro-onto-reflex approach to the rehabilitation of speech disorders is based. As a result of analysis of scholarly papers and based on their own practical achievements, the authors of the article suggest an interpretation of the concept of speech delay as dysontogenesis of speech reflexes. The study presents the methods of conducting logopedic support for non-speaking children, developed by the famous speech therapist I.I. Panchenko-Miehl. It describes the sequence of logopedic work using the method of pre-speech relations — “DO” (patent № RU 2 741 863 C1), which allows creating psycho-physiological conditions for rapid stimulation of early speech reflexes in a child aged 2–5 years and starts from initiation of a spontaneous physiological pronunciation response with a gradual transition to texts at the final stage. It also characterizes the prospects and potential for the introduction of this method in the professional activity of logopedists. The application of this method may significantly increase the efficiency of logopedic support for non-speaking children at an early and junior preschool age, specifically through the active engagement of parents in the rehabilitation process. The authors’ understanding of the problem of speech dysontogenesis and its overcoming has an impact on design of the tasks and the content of student training programs in logopedics.
Key words: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, junior preschoolers, early age, linguistic ability, speech reflexes, communicative responses, speech dysontogenesis, children’s speech, speech development, logopedic intervention, neuro-onto-reflex approach, speech delay.

Для цитирования:

Алмазова, А. А. Нейроонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития в системе логопедического воздействия / А. А. Алмазова, И. И. Панченко-Миль. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2023. – №2 . – С. 5-15.

For citation

Almazova, A. A., & Panchenko-Miehl, I. I. (2023). Neuro-onto-reflex Approach to Overcoming Speech Delay in the System of Logopedic Intervention // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 5-15.