Файл статьи: PDF
Аннотация: Реализация требований ФГОС (2014 г.) к разработке адаптированных программ обучения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями основана на учете их особых образовательных потребностей. В практике коррекционного обучения большое внимание уделяется учебным часам, в рамках которых совершенствуются высшие психические функции, формируются жизненно значимые умения и навыки у обучающихся изучаемой категории. В настоящее время базовая часть адаптированного программного материала, используемого в учебном процессе, имеет достаточное методическое обеспечение, а основные трудности учителя испытывают при разработке содержания формируемой части, в частности содержания коррекционно-развивающих занятий. В ста¬тье раскрываются теоретико-мето¬ди¬ческие ориентиры для разработки содержания коррекционно-развиваю¬щих занятий с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I–IV классов (АООП вариант 9.1). Методы исследования: анализ литературы в области коррекционной психологии и специальной педагогики, обобщение экспериментального педагогического опыта в области специальной педагогики. В результате исследования представлены теоретические основания содержания коррекционно-развивающих занятий, научное обоснование цели, задачи, направления педагогической работы по активизации процессов познания у обучающихся изучаемой категории для достижения положительной динамики в успешном овладении программным материалом.
Ключевые слова: олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, нарушения интеллекта, коррекционно-развивающие занятия, коррекционная работа, начальная школа, младшие школьники, интеллектуальные нарушения, психокоррекционные занятия, познавательное развитие, образовательный процесс, адаптированные общеобразовательные программы
Abstract: The implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard (2014) to the development of adapted training programs for students with intellectual disabilities is based on consideration of their special educational needs. In the practice of rehabilitative training of the students of the category under study, greatest attention is paid to classes which are expected to improve higher mental functions and form vital habits and skills. At present, the basic part of the adapted programs used in the education process has sufficient methods support materials, and teachers experience most difficulties in developing the content of rehabilitation classes. The article describes the theoretical and methodological guidelines for developing the content of rehabilitation classes for students with mild intellectual disability of grades I-IV (ABGEP variant 9.1). The research methods include the following: analysis of literature in the field of special psychology and special pedagogy and generalization of experimental pedagogical experience in the field of special pedagogy. As a result of the study, the authors present theoretical foundations of the content of rehabilitation classes and a scientific justification of the goal, tasks, and areas of rehabilitation-educational activity aimed to activate the processes of cognition in the students of the category under study in order to achieve positive dynamics in successful acquisition of the program material.
Key words: olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, mental disorders, rehabilitation classes, rehabilitation, primary school, junior schoolchildren, intellectual disorders, psycho-rehabilitation classes, cognitive development, education process, adapted basic general education programs

Для цитирования:

Закрепина, А. В. Теоретико-методические ориентиры для разработки содержания коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с умственной отсталостью I–IV классов (АООП вариант 9.1) / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2023. – №2 . – С. 16-34.

For citation

Zakrepina, A. V., & Strebeleva, E. A. (2023). Theoretical and Methodological Guidelines for Developing the Content of Rehabilitation Classes for Students with Intellectual Disability of Grades I-IV (ABGEP variant 9.1) // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 16-34.