Файл статьи: PDF
Аннотация: Настоящая работа посвящена обсуждению следующих выдвигаемых положений: 1) грубая алалия представлена разными вариантами, обусловленными собственными причинными факторами; 2) имеется необходимость уточнения места каждого из них в совокупности нарушений речевого развития детей с разными синдромами, для которых также характерны расстройства речи. В статье даются краткие характеристики наиболее распространенных отечественных и зарубежных классификаций. Отмечается, что современные зарубежные авторы используют в качестве основных лингвистические критерии деления речевых расстройств на виды. В рамках случаев грубых нарушений речи в качестве приоритетной признается специфика фонологической системы языка, а трудности овладения ею детьми делят на языковые и речевые. Отмечается возросший интерес к систематизации нарушений речевого развития детей со стороны врачей, а также их внимание не только к МКБ-11, но и к традиционным понятиям и терминам, выработанным в рамках патологии речи в целом. Акцентируется внимание на нейролингвистической классификации Т. Г. Визель, продолжающей традиции отечественных разработок в данной области. Инновационным моментом является и дифференцированный подход к озвученной (артикулированной) речи, который состоит в выделении двух ее видов: повторного и спонтанного артикулирования. Подчеркивается значение обращения к причинным факторам разных вариантов алалии и их мозговым механизмам. Приводится фрагмент собственного экспериментального исследования, подтверждающего продуктивность нейролингвистического подхода к систематизации грубых расстройств речевого развития. Делается вывод о необходимости продолжения исследований, которые уточнили бы дифференциальные критерии разных нарушений речи у детей и различия в направлениях и методах коррекционной помощи им.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольники, классификация нарушений речи, варианты алалии, алалия, праксис, гнозис, система языка, системные уровни языка, патология речи
Abstract: This paper discusses the following suppositions: 1) severe alalia is represented by several variants caused by their own factors; 2) there is a need to clarify the place of each variant in the complex of speech development delays in children with different syndromes, which are also characterized by speech disorders. The article briefly characterizes the most wide-spread domestic and foreign classifications. It is noted that modern foreign authors basically use linguistic criteria for subdividing speech disorders into types. In cases of severe speech disorders, the specificity of the phonological system of the language is recognized as a priority, and the difficulties of its acquisition by children are divided into linguistic and spoken. It is also noted that an increased interest in the systematization of speech delays of children on the part of doctors, who pay their attention not only to the ICD-11, but also to the traditional concepts and terms developed within the framework of speech pathology in general. Attention is focused on the neurolinguistic classification of T.G. Wiesel, which continues the traditions of domestic achievements in this field. The differentiated approach to voiced (articulated) speech, which consists in distinguishing its two types – echo and spontaneous articulation – is another innovative idea in this area. The authors emphasize the importance of addressing the causal factors of different variants of alalia and their brain mechanisms. The paper presents a fragment of an experimental study, confirming the productivity of the neurolinguistic approach to the systematization of severe disorders of speech development. The authors conclude that it is necessary to continue research that would clarify the differential criteria for various speech disorders in children and the differences in the directions and methods of rehabilitative support for them.
Key words: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, preschool children, speech disorders classification, alalia variants, alalia, praxis, gnosis, language system, language system levels, speech pathology

Для цитирования:

Клевцова, С. В. Варианты алалии и их место в общей системе видов патологии речи у детей дошкольного возраста / С. В. Клевцова. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2023. – №2 . – С. 35-51.

For citation

Klevtsova, S. V. (2023). Alalia Variants and Their Place in the General System of Speech Disorders in Preschool Children // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 35-51.