Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрыто понятие «профессиональная ориентация». Представлено обоснование необходимости совершенствования содержания и форм организации профессиональной ориентации, способствующей правильному выбору профессии выпускниками с умственной отсталостью. Актуальность проблемы обосновывается важностью подготовки выпускников с умственной отсталостью к самостоятельной жизни. Проведен анализ работ зарубежных и отечественных ученых в различные исторические периоды становления и развития олигофренопедагогики, доказывающий актуальность данного вопроса. Сформулирована современная проблема профессиональной ориентации. Ядром проблемы является противоречие между потребностью выбора будущей профессии для дальнейшей профессиональной подготовки или трудоустройства и ограничениями выбора спектра профессий, которые обусловлены психофизическими особенностями выпускников с умственной отсталостью. Обоснованы методы и методика исследования по выявлению профессионального выбора выпускников с умственной отсталостью, проведенного в образовательных организациях г. Екатеринбурга и Свердловской области, описано его содержание, сформулированы предварительные выводы исследования. На обсуждение результатов исследования представлены современные формы профориентационной работы с выпускниками с умственной отсталостью, способствующие, по мнению авторов исследования, их правильному выбору профессии. Материалы статьи могут быть полезны педагогам-дефектологам, воспитателям образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью.
Ключевые слова: олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, выбор профессии, старшеклассники, методики выявления профессиональных склонностей, профориентационная работа, формы профориентационной работы
Abstract: The article explores the concept of “professional orientation”. It substantiates the need to improve the content and forms of organization of professional orientation, which contributes to the correct choice of profession by school leavers with intellectual disability. The urgency of the problem is due to the importance of preparing students with intellectual disability for independent life. The article analyzes the works of foreign and domestic scholars in various historical periods of formation and development of olygophrenopedagogy, proving the urgency of this issue. The au¬thors have formulated the modern problem of professional orientation, the core of which consists in the contradiction between the need to choose a future profession for further professional training or employment and significant limitations in choosing a range of professions accessible to the school leavers with intellectual disability because of their psychophysical characteristics. The study employs special methods and techniques aimed to of identify the professional inclinations of students with intellectual disability in various education institutions of Ekaterinburg and Sverdlovsk region. The authors des¬cribe the content of the research and outline the preliminary conclusions. The discussion of the results of the study includes modern forms of professional orientation work with students with intellectual disability, which, according to the authors of the study, contribute to their correct choice of profession. The materials of the article can be useful to teachers-defectologists, teachers of education institutions implementing adapted basic general education programs and inclusive practice, and parents (legal representatives) of students with intellectual disability.
Key words: olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, professional orientation, professional self-determination, choice of profession, senior schoolchildren, methods of discovery of professional inclinations, professional guidance, forms of professional orientation

Для цитирования:

Зак, Г. Г. Профессиональная ориентация как условие правильного выбора профессии обучающимися с умственной отсталостью: методы и методика исследования, предварительные выводы / Г. Г. Зак, Т. В. Козик. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2023. – №2 . – С. 133-145.

For citation

Zak, G. G., & Kozik, T. V. (2023). Professional Orientation as a Con¬dition for the Correct Choice of Profession by Students with Intellectual Disability: Methods of Research and Preliminary Conclusions // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 133-145.