Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Одной из приоритетных задач коррекционного образования является обеспечение детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), успешной социальной адаптации и социализации в окружающем мире, развитие способности самостоятельно решать задачи и проблемы, связанные со здоровым образом жизни (ЗОЖ). Поэтому особую значимость приобретает формирование у детей данной категории валеологической компетентности. В статье приведено авторское определение названной компетентности, включающей когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты. Авторы представили разработанную и апробированную комплексную модель формирования валеологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, имеющую персонализированную направленность. Раскрыты цель, задачи и принципы коррекционно-развивающего воздействия, определены методы, направления и содержание работы по формированию когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов названной компетентности у старших дошкольников с ОНР. Доказано, что на формирование валеологической компетентности у детей с ОНР оказывают влияние социально-педагогические условия воспитания в семье и дошкольной образовательной организации, поэтому представленная модель включает работу с педагогами и родителями, направленную на их просвещение в вопросах здоровья и ЗОЖ.
Ключевые слова: дошкольная логопедия; дети с нарушениями речи; нарушения речи; валеологическая компетентность; здоровье детей; старшие дошкольники; общее недоразвитие речи; валеология; когнитивный компонент; мотивационно-ценностный компонент; поведенческий компонент; формирование валеологической компетентности.
Abstract: Ensuring successful social adaptation and socialization in the surrounding world and development of the ability to individually complete the tasks and solve the problems connected with the healthy lifestyle to children with disabilities is one of the priority tasks of special education. That is why the formation of the valeological competence of the children of this category becomes especially urgent. The article provides an authored definition of the given com-petence including the cognitive, motivational-value-oriented and behavioral components. The authors worked out and tested a complex person-centered model of formation of the valeological competence in senior preschool children with speech impairments. The article describes the aim, tasks and principles of rehabilitation-educational intervention, determines the methods, approaches and content of work towards the formation of the cognitive, motivational-value-oriented and behavioral components in senior preschool children with general speech underdevelopment. The authors argue that the socio-pedagogical conditions of education in the family and the preschool education institution influence the formation of the valeological competence in children with general speech underdevelopment; that is why the model under consideration includes work with the pedagogues and parents targeted at their education in the issues of health and healthy lifestyle.
Key words: preschool logopedics; children with speech impairments; speech impairments; valeological competence; children’s health; senior preschoolers; general speech underdevelopment; valeology; cognitive component; motivational-value-oriented component; behavioral component; formation of the valeological competence.