Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждаются состояние и перспективы работы инновационной площадки Федерального института развития образования (ФИРО Министерства образования и науки РФ), открытой на базе школы-интерната; обосновывается социальная значимость решаемой проблемы «формирование позитивной социализованности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»; уточняются цели программы развития образовательной организации (образованность и социализованность обучающихся); описывается (через триаду «Что? Как? Каков?») новая, адекватная решаемой проблеме воспитатель-ная компонента в образовательной организации; уточняется содержание феномена «воспитание» как способа социального вмешательства в процесс социализации человека; предлагается к обсуждению инновационное инструментальное наполнение профессионально-педагогической деятельности (социального вмешательства) педагогов и родителей в процесс социализации обучающихся и воспитанников; фиксируются объекты и субъекты социального вмешательства: дети и родители (семья); доказывается новизна предлагаемого научного, методического и инструментального обеспечения воспитательной работы (воздействия на социализованность; оценивания, измерения и фиксации социального статуса обучающегося); предлагается описание полученных от реализации инноваций эффектов для обучающихся, педагогов, менеджеров и родителей; предлагается обновление и уточнение терминологического пространства коррекционной педагогики такими категориями, как «актор», «действие», «временная стандартизация содержания социализации», «инновирование», «инновировать», «патриотичность», «поступок», «социализованность», «социальное вмешательство», «способы активизации участия родителей в социализации детей».
Ключевые слова: акторы; логопедия; дети с нарушениями речи; тяжелые нарушения речи; социализация детей; мониторинги; патриотичность.
Abstract: The article discusses the current state and prospects of functioning of the innovative platform of the Federal Institute of Education Development (FIED of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation) opened on the base of a boarding school. It also substantiates the social significance of the problem of “formation of positive socialization of learners with severe speech disorders”. The goals of the educational organization development program (education and socialization of students) are specified. The authors describe a new component of upbringing adequate to the problem under solution (via the triad “What? – How? – What kind of?”). The article specifies the content of the phenomenon of “upbringing” as a method of social intervention in the process of human socialization. The authors offer innovative instrumental content of professional-pedagogical activity (social intervention) of teachers and parents in the process of socialization of students and pupils for discussion. The study determines the objects and subjects of social intervention: children and parents (family). The novelty of the proposed scientific, methodological and instrumental support for educational work (intervention on socialization, evaluation, measurement and fixation of the student’s social status) has been proved. The article provides a description of the effect of the implementation of innovations for students, teachers, managers and parents. It suggests new terminology of special pedagogy and specifies such concepts as “actor”, “action”, “temporary standardization of the content of socialization,” “innovation,” “innovate,” “patriotism,” “act,” “socialization,” “social intervention”, and “methods of activation of the participation of parents in socialization of children”.
Key words: actors; logopedics; children with speech disorders; severe speech disorders; socialization of children; monitoring; patriotism.