Рубрика: УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются подходы и содержание коррекционно-педагогического воздействия на нарушения двигательной сферы у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с учетом уровневой организации движений, локализации микроорганического поражения головного мозга и клинической формы минимального дизартрического расстройства. Патология двигательного звена вызывает специфические нарушения двигательно-моторной организации деятельности. Неоднородность симптомов нарушений двигательной сферы у детей с данным видом речевого дизонтогенеза обусловлена действием различных механизмов, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогического воздействия. Оно проводится на основе сложного взаимодействия кинестетической и кинетической основы движений. В качестве условий, направленных на достижение успешности формирования произвольных двигательных навыков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, предлагается использовать различные виды ориентировки. Обращается внимание на то, что необходимы такие виды, которые отображают собственно ориентировочную деятельность, направленную на исследование элементов ситуации и существующих между ними взаимоотношений, а также синпрактическую поисковую деятельность. Для этого предлагается использовать технологию коррекции нарушений двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами средствами сенсомоторной гимнастики. Она включает систему занятий в полифункциональной интерактивной среде с использованием сенсорных тренажеров для развития общей и ручной моторики. Описываются упражнения, предлагаемые детям, для формирования кинетической основы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. Также рассматриваются упражнения, способствующие формированию топологически организованных во времени и пространстве движений. Предлагается способ выбора упражнений для развития общих движений, основанный на учете возможности дифференциации отдельных движений, возникающих по мере общего моторного созревания. Представлены базовые направления, которые выделяются с учетом коррекции нарушений двигательной сферы детей с минимальной псевдо-бульбарной (в зависимости от преобладания паретического или спастического компонента), экстрапирамидной, корковой и смешанной формами минимальных дизартрических расстройств, определены типы упражнений и способы их реализации. В статье предлагается система упражнений, направленных на удержание заданной позы в покое, координацию движений различных мышечных групп в процессе реализации двигательного акта, развитие коркового контроля в управлении движениями. Обращается внимание на выполнение движений детьми с использованием разных типов контроля.
Ключевые слова: двигательная сфера; дошкольная логопедия; дошкольники; нарушения речи; речевые нарушения; дети с нарушениями речи; дизартрия; минимальные дизартрические расстройства; речевые дефекты; кинестетическая организация движений; кинетическая организация движений; кинестезия; ориентировочная деятельность; виды ориентировочной деятельности; сенсомоторная гимнастика; согласованная деятельность.
Abstract: The article deals with the approaches and the content of rehabilitation-pedagogical intervention in cases of motor impairments in preschoolers with minimal dysarthric disorders taking into account the level-specific organization of movements, localization of the micro-organic brain damage and a clinical form of a minimal dysarthric disorder. Pathology of the motor regions brings about specific impairments of the organization of motor activity. Heterogeneity of the symptoms of motor impairments in children with this kind of speech dysontogenesis is caused by a number of mechanisms, which should be taken into account while organizing rehabilitation-pedagogical intervention. It is organized on the basis of comprehensive interaction between kinesthetic and kinetic bases of movements. Various kinds of orientation are suggested to be used as conditions aimed at successful formation of arbitrary motor skills in children with mild dysarthric disorders. The authors attract the readers’ attention to the fact that it is necessary to use such kinds of orientation that reflect the orientation activity targeted at investigation of the elements of the situation and the relationships between them, as well as the sinpractical search activity. To this end, the article suggests using the technology of rehabilitation of the motor sphere in children with minimal dysarthric disorders by means of sensorimotor gymnastics. It includes a system of lessons in a polyfunctional interactive environment using sensory trainers for development of gross and fine motor skills. The study describes the exercises for children for the formation of the kinetic basis of movements incorporating “basic” and “background” components and series of monotypic movements comprising one motor skill. The article also considers exercises facilitating the formation of movements typologically organized in time and space. The authors suggest a method of selecting exercises for development of gross motor skills taking into account the possibility of differentiation of separate movements forming in the course of general motor maturity. The study determines the basic areas which are singled out on the background of rehabilitation of motor disorders of children with minimal pseudobulbar (depending on the predominance of paretic or spastic component), extrapy-ramidal, cortical and mixed forms of minimal dysarthric disorders, and defines the types of exercises and the methods of their conduct. The article presents a system of exercises aimed at keeping body in a position without moving, coordination of movements of various muscle groups in the process of realization of the act of movement, and development of cortical control of movement production. The study pays attention to the performance of move-ments by children using various types of control.
Key words: motor sphere; preschool logopedics; preschoolers; speech disorders; disorders of speech; children with speech disorders; dysarthria; minimal dysarthric disorders; speech defects; kinesthetic organization of movements; kinetic organization of movements; kinesthetics; orientation activity; kinds of orientation activity; sensorimotor gymnastics; coordinated activities.