Рубрика: УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена ретроспективному анализу авторских методик логопедического воздействия для преодоления проявлений речевых нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии. Стертая дизартрия является легкой степенью выраженности дизартрических расстройств, представляет значительные трудности при диагностике в плане дифференциации с фонетическими нарушениями функционального генеза. Она встречается у детей и как самостоятельное речевое расстройство, определяемое психолого-педагогической классификацией нарушений речи как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и в структуре системного недоразвития речи при ее общем недоразвитии. Патология двигательного звена, задерживая в целом формирование речевой функциональной системы и овладение всеми элементами языка (фонематическими, лексическими, грамматическими), вызывает специфические нарушения фонетического строя речи. Методики логопедической работы должны учитывать как механизм возникновения первичных, ведущих нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии, так и вторичные расстройства. В статье анализируются авторские методики логопедической работы по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста, диагностирующейся как с позиций психолого-педагогической, так и клинико-педагогической классификаций нарушений речи. Раскрываются теоретико-методологические подходы, определяющие стратегии логопедического воздействия, анализируются принципы, приемы и средства реализации логопедической работы. Характеризуется авторское содержание коррекционно-логопедического воздействия по преодолению лексических нарушений с позиций психолингвистического подхода к процессу порождения речи как сложному, многооперациональному процессу; нарушений монологической речи с позиций коммуникативно-деятельностного подхода; фонетических расстройств с позиций психофизиологического подхода и комплексных междисциплинарных исследований.
Ключевые слова: стертая дизартрия; психолого-педагогическая классификация нарушений речи; клинико-педагогическая классификация нарушений речи; структура речевого дефекта; фонетические, фонематические, лексические, грамматические элементы языка.
Abstract: The article deals with a retrospective analysis of the authored methods of logopedic intervention aimed to overcome manifestations of speech disorders in the structure of speech defect in cases of mild dysarthria. Mild dysarthria is characterizes by insignificant manifestations of dysarthritic impairments and is rather difficult to diagnose due to little (if any) difference from phonetic disorders of functional genesis. It can be found in children both as a separate speech disorder defined in the psycho-pedagogical classification of speech disorders as phonetic-phonemic underdevelopment of speech and in the structure of systemic speech underdevelopment in the context of its general underdevelopment. Hampering the formation of the speech functional system in general and the acquisition of all language elements in particular (phonemic, lexical and grammatical), the pathology of the motor section causes specific impairments of the phonetic aspect of speech. The methods of logopedic intervention should take into account both the mechanisms of primary or leading disorders in the structure of speech defect in mild dysarthria and the secondary impairments. The article analyzes authored methods of logopedic intervention aimed to overcome mild dysarthria in preschool children diagnosed both from the positions of psycho-pedagogical and clinico-pedagogical classification of speech disorders. The authors describe the theoretical and methodological approaches determining the strategies of logopedic intervention and analyze the principles, techniques and means of realization of logopedic work. The article characterizes the authored content of rehabilitation-logopedic intervention aimed to overcome lexical disorders from the point of view of psycholinguistic approach to the process of speech genera-tion as a complex multioperational process; monological speech disorders from the positions of communicative activity-based approach; phonetic disorders from the positions of psychophysiological approach and com-plex interdisciplinary studies.
Key words: mild dysarthria; psycho-pedagogical classification of speech disorders; clinico-pedagogical classification of speech disorders; structure of speech defect; phonetic, phonemic, lexical and grammatical elements of language.