Файл статьи: PDF
Аннотация: Мировая демографическая ситуация в последнее время характеризуется неуклонным ростом численности людей пожилого и старческого возраста и определяет возрастающий интерес научного сообщества к сопровождающим процесс старения изменениям психической деятельности. Нейропсихологов, нейролингвистов и логопедов интересует, насколько снижение когнитивных функций влияет на процессы восприятия и порождения речи, а значит, и на возможность сохранения полноценной коммуникации в позднем возрасте. Изменения в речи пожилых людей могут иметь как физиологические, так и патологические причины. У них чаще, чем у молодых, диагносцируются дисфонии, дизартрии, афазии и дисфагии. Потенциал для изучения представляют различные аспекты коммуникации при нормальном (физиологическом) и патологическом (сопровождающемся различными сосудистыми/нейродегенеративными заболеваниями) старении. Эти вопросы недостаточно освещены в специальной литературе. Целью настоящей статьи является обзор отечественных и зарубежных литературных источников для определения методологических подходов к исследованию речи людей позднего возраста. Интересным представляется изучение взаимосвязи социокультурных факторов с адаптационными механизмами стареющего мозга и их влияния на возрастные изменения языковых функций. Авторы приходят к выводу, что речь пожилого человека — важный показатель когнитивного здоровья. Существует растущая потребность в эффективных логотерапевтических подходах к расстройствам общения у людей позднего возраста.
Ключевые слова: геронтолингвистика, геронтологопедия, речь пожилых людей, пожилые люди, пожилой возраст, лица с нарушениями речи, речевая деятельность, понимание предложений, семантика, квазипространственные отношения, когнитивный резерв, когнитивное здоровье, когнитивные функции
Abstract: In recent decades, the world demographic situation is characterized by a steady increase in the number of older and elderly people and determines the growing interest of the scholarly community in the changes in mental activity accompanying the process of human aging. Neuropsychologists, neuro¬linguists, and logopedists are interested in the extent to which cognitive decline affects the processes of speech perception and production, and thus the ability to maintain full communication at an older age. Changes in the speech of older persons may have not only physiological but also pathological causes. Dysphonias, dysarthrias, aphasias and dysphagias are diagnosed more frequently in the older than in the young. Various aspects of communication in normal (physiological) and pathological (accompanied by various vascular/neu¬rodegenerative diseases) aging represent a big potential for further study. These issues are insufficiently covered in specialized literature. The aim of this article is to review domestic and foreign literary sources in order to identify methodological approaches to the study of older people’s speech. It is interesting to study the relationship between socio-cultural factors and adaptive mechanisms of the aging brain and their influence on age-related changes in cognitive and linguistic functions. The authors conclude that older persons’ speech is an important indicator of cognitive health. There is a growing need for effective logotherapeutic approaches to communication disorders in older persons.
Key words: gerontolinguistics, geron¬tologopedics, older persons’ speech, older persons, older age, persons with speech disorders, speech, comprehension of sentences, semantics, quasi-spatial relations, cognitive reserve, cognitive health, cognitive functions

Для цитирования:

Камардина, Е. К. Речь пожилого человека как показатель когнитивного здоровья / Е. К. Камардина, О. С. Орлова, О. Д. Ларина. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2025. – №2. – С. 142-159.

For citation

Kamardina, E. K., Orlova, O. S., Larina, O. D. (2025). Older Person’s Speech as a Marker of Cognitive Health // Special Education. – 2025. – №2. – P. 142-159.