Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_02
Аннотация: Развитие речи детей — одна из наиболее важных проблем в дошкольной общей и специальной психологии и педагогике, поскольку речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов. Значимым аспектом данной проблемы является просодическая организация речевого потока. Интонация является неотъемлемой частью речевой деятельности, одним из важнейших компонентов языка, который не только организует устную речь, но и делает процесс коммуникации более информативным. Своевременное выявление у детей дошкольного возраста отклонений от нормального хода развития интонационной стороны речи позволит вовремя организовать логопедическую работу по формированию выразительности речи и одновременно подключить огромные компенсаторные возможности развивающегося детского организма, предотвратить появление типологических просодико-интонационных отклонений. Методы исследования: теоретические, эмпирические. В результате исследования разработана скрининг-диагнос¬тика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста. Установлено, что ранняя, своевременно проведенная скрининг-диагностика интонационной стороны речи у дошкольников с нарушениями речи, качественная интерпретация результатов исследования, выявление уровня сформированности интонационной стороны речи позволяют определить необходимость организации логопедической помощи. Создание условий для появления у дошкольников с нарушением формирования просодии умения правильно воспринимать, воспроизводить и дифференцировать выраженные внешними просодическими средствами различные коммуникативные типы высказывания активизирует взаимодействие дошкольников с окружающей социальной средой, уменьшает их коммуникативные затруднения, улучшает эффективность общения и обучения.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольники, детская речь, развитие речи, интонационная сторона речи, качественные критерии оценки, количественные критерии оценки, формирование просодии, эмоционально-волевые процессы, скрининг-диагностика
Abstract: The problem of children's speech development is one of the most important issues of preschool general and special psychology and pedagogy, since speech occupies a special position in the hierarchy of mental and emotional-volitional processes. The prosodic organization of the speech flow is a significant aspect of this issue. Intonation is an integral part of speech. It is one of the most important components of language, which does not only organize oral speech, but also makes the communication process more informative. Timely detection of deviations from the normal course of development of the intonation aspect of speech in preschool children can allow timely organizing logopedic work aimed to form the expressiveness of speech and at the same time wake up the huge compensatory capabilities of the developing child's body to prevent the emergence of typological prosodico-intonational deviations. The research methods are: theoretical and empirical. As a result of the research, the author has developed screening diagnostics of the intonation aspect of speech of preschool children. It has been found that early timely screening diagnostics of the intonation aspect of speech in preschoolers with speech disorders, qualitative interpretation of the research results, and identification of the level of formation of the intonation aspect of speech allows determining the need to organize logopedic rehabilitation. The creation of conditions for the formation in preschoolers with impaired prosody of the ability to correctly perceive, reproduce and differentiate various communicative types of sentences expressed by external prosodic means activates the interaction of preschoolers with the surrounding social environment, reduces their communication difficulties, and improves the effectiveness of communication and learning.
Key words: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, preschoolers, children’s speech, speech development, intonation aspect of speech, qualitative assessment criteria, formation of prosody, emotional-volitional processes, screening diagnostics
Для цитирования:
Ларина, Е. А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста / Е. А. Ларина. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2023. – №1. – С. 19-33. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_02.
For citation
Larina, E. A. (2023). Diagnostics of Intonation Skills in Preschool Children // Special Education. – 2023. – №1. – P. 19-33. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_02.