Речевой аспект социализации детей с дизартрией
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным развитием, при этом отмечается, что проблема социализации детей с нарушениями речи в педагогической и психологической литературе освещена недостаточно. Поэтому предметом рассмотрения автора являются особенности социализации детей с таким речевым нарушением, как дизартрия, влияющим на коммуникативную функцию речи, что ведет к нарушению социализации детей с данной речевой патологией.
Автор акцентирует значение вербального языка и речи как факторов полноценной социализации ребенка с дизартрией и предлагает выделить речевой аспект как особую часть процесса социализации личности. В статье используются ключевые понятия социализации личности, раскрывается их содержание. Под речевой социализацией автор подразумевает процесс овладения вербальным языком и речью как основными средствами коммуникации, необходимыми для общения в социуме на свойственном данному возрасту уровне.
Эмпирическая часть исследования констатирует наличие проблем в социализации на примере таких детей с речевыми нарушениями (ЗРР дизартрического характера и дизартрия легкой или средней степени тяжести), которые занимались у логопеда в детской поликлинике № 1 и консультативно-диагностическом центре городской детской больницы г. Рыбинска с 1992 по 2018 год, а затем на протяжении 5—10 лет находились под катамнестическим наблюдением, в ходе которого была установлена связь проблем социализации этих детей, в том числе и речевой социализации, с их речевым нарушением, его своевременным выявлением и коррекцией.
Ключевые слова: речевая социализация детей, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, речевые нарушения, задержка речевого развития, дизартрия, детская речь, развитие речи, коррекционная работа, учебно-воспитательный процесс, до-школьники, дошкольные образовательные организации, начальная школа, младшие школьники.
Abstract: The article discusses theoretical and practical aspects of socialization of children of preschool and junior school age with typical development. The article notes that the issue of socialization of children with speech impairment in pedagogical and psychological literature has not been properly studied yet. Therefore, the object of consideration of the author includes the specific features of socialization of children with dysarthria that affects the communicative function of speech, which leads to the impairment of socialization of children with this speech pathology.
The author emphasizes the meaning of the verbal language and speech as factors of complete socialization of the child with dysarthria and suggests distinguishing the speech aspect as a special part of the process of personality socialization. The article uses the key concepts of socialization of a person and explains their content. The author defines speech socialization as the process of acquisition of the verbal language and speech as the main means of communication needed for interaction in society on the level characteristic of a certain age.
The empirical part of the study registers the existence of problems in the socialization of children with speech disorders (such as delay in speech development of a dysarthric nature and mild and moderate dysarthria) who attended logopedic classes at children's clinic number 1 and the Consultative and Diagnostic Center of the City Children's Hospital of Rybinsk from 1992 to 2018, and then were subject to katamnestic observation for 5-10 years, during which the relationship between the problems of socialization of these children, including speech socialization, and their speech disorders and their timely detection and rehabilitation was established.
Key words: speech socialization of children, logopedics, speech disorders, children with speech disorders, disorders of speech, delay of speech development, dysarthria, children’s speech, speech development, rehabilitative work, process of education and upbringing, preschoolers, preschool education institutions, primary school, junior schoolchildren.