Развитие цифровой образовательной среды в высшем (дефектологическом) образовании
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Современное образование в высшей школе активно использует цифровые и мультимедийные технологии, которые обеспечивают доступ к учебным курсам из любой точки мира. Они позволяют применять различные, в том числе высокотехнологичные методики обучения. Цифровое пространство стало неотъемлемой частью учебного процесса. Появляются новые исследования и публикации, посвященные проблеме цифровизации в высшем образовании. Определились наиболее актуальные направления использования информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании, накапливается опыт их использования для достижения разнообразных учебно-методических целей. Данная статья освещает проблемное поле применения информационных и мультимедийных технологий, являющихся частью цифровой образовательной среды, в процессе подготовки студентов-дефектологов. Авторы подчеркивают высокую эффективность применения таких технологий в практике российских педагогических вузов. В статье дается обоснование актуальности проблемы подготовки дефектологов нового поколения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено положительным аспектам и реальным примерам стратегий преподавания дисциплин студентам в фор-мате очного, смешанного и дистанционного обучения.
В статье представлены результаты опроса студентов-дефектологов Московского городского педагогического университета о качественном внедрении цифровых и мультимедийных технологий, а также средств дистанционного обучения в образовательный процесс в различных форматах обучения.
Ключевые слова: мультимедийная среда, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования, информационная образовательная среда, цифровые технологии, цифровизация образования, студенты, высшие учебные заведения, дефектологическое образование, специальное образование, профессиональные компетенции, надпрофессиональные компетенции, инновационные образовательные технологии, дистанционное обучение, гибридное обучение, цифровая образовательная среда
Abstract: Modern higher education actively uses digital and multimedia technologies that provide access to training courses from anywhere in the world. They allow the researcher to apply various, including high-tech teaching methods. Digital space has become an integral part of the education process. There appear new studies and publications devoted to the problem of digitalization of higher education. The most urgent areas of application of information and communication technologies in higher education have been identified, and the experience of using them to achieve a variety of educational and methodological goals is being accumulated. This article highlights the problematic field of application of information and multimedia technologies, which are part of the digital educational environment, in the process of training students-defectologists. The authors emphasize the high efficiency of the use of such technologies in the practice of Russian pedagogical universities. The article substantiates the urgency of the problem of training a new generation of defectologists to work with children with disabilities. Special attention is paid to the positive aspects and real examples of strategies for teaching disciplines to students in the format of full-time, mixed and distance learning.
The article presents the results of a survey of students-defectologists of the Moscow City Pedagogical University about the quality of implementation of digital and multimedia technologies, as well as distance learning tools in the education process in various learning formats.
Key words: multimedia environment, information and communication technologies, informatization of education, information educational environment, digital technologies, digitalization of education, students, higher education institutions, defectological education, special education, professional competences, super professional competences, innovative education technologies, distance learning, hybrid learning, digital educational environment
Для цитирования:
Звягинцева, А. А. Развитие цифровой образовательной среды в высшем (дефектологическом) образовании / А. А. Звягинцева, С. Г. Ярошевич. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2022. – №3. – С. 157-172.
For citation
Zvyagintseva, A. A., Yaroshevich, S. G. (2022). Development of the Digital Educational Environment in Higher (Defectological) Education // Special Education. – 2022. – №3. – P. 157-172.