Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Современное инклюзивное образование активно развивается, в том числе благодаря цифровым технологиям и нейротехнологиям. Цель исследования — анализ проблем обеспечения и сохранения субъектности студентов и преподавателей в ситуации применения в инклюзивном образовании современных нейротехнологических разработок (устройств, программ и т. д.). Благо-даря ним многие люди с ОВЗ (и нормотипичные люди) получили шанс расширить свои возможности, компенсировать полностью или частично отдельные дефекты, развить необходимые им свойства. Однако именно практика инклюзии показывает, что результаты цифровизации и нейротехнологизации не так однозначны и оптимистичны. Метод исследования — теоретический анализ и синтез проблем, возникающих в результате внедрения современных нейротехнологий, из-за влияния на процессы и результаты образования, а также на его субъектов, их функционирование и развитие. Проблема субъектности педагогов и учеников в контексте инклюзивного нейрообразования раскрывает систему неразрешенных и даже еще не поставленных как значимые научные и практические проблемы вопросов создания, внедрения, использования, рефлексии и развития нейротехнологий. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления субъектности как важного качества инклюзивной среды, сохранение и обеспечение которого является критерием применимости нейротехнологий и иных современных, в том числе цифровых, технологий. Инклюзивное образование не должно замыкаться рамками педагогических моделей, но нуждается в том, чтобы осмыслить все имеющие отношение к его развитию в «цифровой век» научные и прикладные (технологические и методические) контексты, реалистично оценить актуальные и потенциальные возможности нейротехнологий и их реально существующие и непреодолимые принципиально ограничения. Субъектность — важный критерий определения границ продуктивного и эффективного применения в инклюзивном образовании и иных образовательных практиках многочисленных и разнообразных цифровых и биологических технологий, данных современных нейрологических наук.
Ключевые слова: нейрообразование; нейротехнологии; инклюзивное образование; инклюзия; инклюзивная образовательная среда; искусственный интеллект; системы искусственного интеллекта; цифровые технологии; цифровая культура; смарт-образование; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; субъектность; трансгуманизм; деформации развития.
Abstract: Modern inclusive education is actively developing, and specifically due to digital technologies and neurotechnologies. The purpose of this study is to analyze the problems of ensuring and preserving the subjectness of students and teachers in the situation of using modern neurotechnological developments (devices, programs, etc.) in inclusive education. Due to them, many people with disabilities (and the typical people) got a chance to expand their capabilities, to compensate in whole or in part for individual defects, and develop the properties they need. However, it is the practice of inclusion that shows that the results of digitalization and introduction of neurotechnologies are not so unambiguous and optimistic. The research method in this study is a theo-retical analysis and synthesis of the problems arising as a result of the intro-duction of modern neurotechnologies, which influence the processes and results of education, as well as its subjects, their functioning and development. The problem of the subjectness of teachers and students in the context of inclusive neuroeducation reveals a system of un-resolved, and even not yet presented as significant scientific and practical problems, issues of creation, implementation, use, reflection and development of neurotechnologies. The novelty of the research is associated with an attempt to integratively comprehend subjectness as an important quality of an inclusive environment, the preservation and maintenance of which is a criterion for the applicability of neurotechnologies and other modern technologies, including digital ones. Inclusive education should not be confined to the framework of pedagogical models, but it needs to comprehend all scientific and applied (technological and methodological) contexts relevant to its development in the digital age, to realistically assess the current and potential capabilities of neurotechnologies and their real and principally insurmountable limitations. Subjectness is an important criterion for defining the boundaries of productive and effective use in inclusive education and other educational practices of numerous and diverse digital and biological technologies and the data from modern neurological sciences.
Key words: neuroeducation; neurotechnologies; inclusive education; inclusion; inclusive educational environment; artificial intelligence; artificial intelligence systems; digital technologies; digital culture; smart education; SEND; disabilities; subjectness; transhumanism; developmental disorders.