Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Данное исследование направлено на выявление объективных характеристик голоса у детей с дизартрией с применением инструментальных методов. Обследовано 50 детей 7—10 лет с диагностическим заключением «ОНР (общее недоразвитие речи), III уровень речевого раз-вития» (ОНР обусловлено спастико-паретической формой дизартрии средней степени тяжести) и 20 детей без нарушений речи. Изучены следующие параметры голосовой функции детей: частота основного тона (ЧОТ), сила голоса, время максимальной фонации (ВМФ). Для объективного изучения голосовых характеристик применялось средство визуализации речи — компьютерная про-грамма «PRAAT», позволяющая обрабатывать устную речь, визуализировать речевой сигнал, сегментировать речевой поток. Экспериментально выявлены объективные показатели нарушений голоса у детей младшего школьного возраста с дизартрией: суженный в сторону низких частот частотный диапазон; трудности в изменении силы голоса от тихого к громкому и наоборот; сниженный динамический диапазон голоса; укороченный фонационный выдох; трудности в применении интонационных конструкций; установлена связь между низкими показателями ВМФ и несформированностью грудобрюшного типа дыхания. Полученные данные указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по нормализации выявленных отклонений в состоянии голоса в системе логопедической работы, проводимой с младшими школьниками с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия; младшие школьники; голос; акустические показатели; объективные методы исследования.
Abstract: The study is aimed at revealing objective voice characteristics of children with dysarthria using instrumental methods. The authors have examined 50 subjects aged 7 through 10 years with the diagnostic conclusion “GSU (general speech underdevelopment), speech development of level III” (GSU is caused by a spastic-paretic form of moderate dysarthria) and 20 subjects without speech disorders. The following voice function parameters of the children have been examined: fundamental tone frequency (FTF), voice power, maximum phonation time (MPT). A special speech visualization tool – the computer program PRAAT – was used for objective study of speech characteristics. The program allowed the experimenters to process oral speech, visualize speech signals, and perform speech segmentation. The experiment revealed the following objective indicators of voice disorders in primary school children with dysarthria: frequency range narrowed down towards low frequencies; difficulties in changing the voice power from quiet to loud and vice versa; reduced dynamic voice range; reduced phonic exhalation; difficulties in using intonation contours. Furthermore, the experimental study made it possible to discover connection between the low rates of the MPT and malformation of the pectoral-abdominal type of breathing. The data obtained demonstrate the necessity of purposive rehabilitation work in the system of logopedic support in order to overcome the revealed voice disorders of primary school children with dysarthria.
Key words: dysarthria; junior schoolchildren; voice; acoustic parameters; objective research methods.