Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в начальной школе позволяет говорить об изменении парадигмы образования. Школа становится не столько источником информации, сколько местом, где учат учиться, а учитель — не информатором, или проводником знаний, а личностью, создающей условия для усвоения способов творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Тенденции современного образовательного процесса актуализируют некоторые формы поведения и методические приемы учителя, которые были желательными, но не обязательными. Урок есть часть жизни ребенка и учителя, проживание которой должно демонстрировать высокую общечеловеческую культуру, обеспечивать становление ценностных ориентаций. Современный учитель выступает на уроке в роли организатора, поэтому ему необходимо выполнять такие действия, как поиск способов включения в работу каждого ребенка, предвидение действий учащихся. Для современного урока характерна повышенная речевая активность учащихся, но не учителя. Учитель должен четко ставить вопросы и требовать полных, исчерпывающих ответов. В современных учебниках достаточно заданий, на основе которых можно развернуть диалог, подводящий детей к анализу текста с проблемным заданием и к последующему формулированию темы урока. Уровневый подход в обучении и оценке учебных достижений школь-ников предполагает наличие на уроке заданий повышенной сложности, проблемно-поискового характера. В настоящее время активно разрабатываются новые типы уроков, в ходе которых реализуется заявленный в стандарте системно-деятельностный подход. Наиболее распространенной формой сотрудничества на современном уроке является работа в парах. Для широкого использования форм группового сотрудничества на уроке детям необходимо приобрести такой опыт во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: школьные уроки; требования к уроку; начальная школа; младшие школьники; учителя начальных классов; профессиональные компетенции; универсальные учебные действия; деловое общение.
Abstract: Analysis of new trends in the optimization of the educational process in the primary school allows us to talk about changing the general educational paradigm. The school becomes not so much a source of information as it teaches us to learn; and the teacher is not an informer or a conductor of knowledge, but a person who creates conditions for mastering the ways of creative activity aimed at independent acquisition and assimilation of new knowledge. The tendencies of the modern educational process actualize certain forms of behavior and methods of the teacher that used to be desirable, but not mandatory. The lesson is a part of the life of the child and the teacher, and the living of this life must be accomplished at the level of a high universal culture, ensuring the formation of value orientations. The modern teacher functions at the lesson as an organizer, so he is characterized by such actions as the search for ways to involve each child in the work, predicting the actions of each student. A modern lesson is characterized by increased speech activity of students, but not teachers. The teacher should formulate questions in a salient manner and demand full, exhaustive answers. In modern textbooks, there are enough tasks, on the basis of which it is possible to initiate a dialogue that brings children to the analysis of the text with a problematic task and to the subsequent formulation of the topic of the lesson. The level-based approach to teaching and evaluating the educational achievements of schoolchildren presupposes the presence at the lesson of tasks of increased complexity and problem-search character. Currently, new types of lessons are actively being developed, at which the systemic activity-based approach, required by the standard, is implemented. The most common form of cooperation at the modern lesson is pair work. To enhance the wide use of forms of group collaboration in the classroom, children need to acquire this experience in after-hours activities.
Key words: school lessons; lesson requirements; primary school; primary school children; primary school teachers; professional competences; universal learning actions; business communication.