Представления о взрослости умственно отсталых старшеклассников
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье отражены структура и содержание коллективного представления о взрослости умственно отсталых лиц подростково-юношеского возраста. Показано идейное многообразие соответствующих коллективных представлений, образуемых совокупностью индивидуальных концептов взрослости. Выделены представления ядерной зоны, включающие деятельностные и поведенческие определения взрослости. Выделены представления периферийной зоны, включающие ментальные характеристики взрослого человека, представления о характере и ответственности. Представленные в статье выводы и обобщения, фрагменты суждений умственно отсталых респондентов, содержательно характеризующие свойственные им категории и концепты, очерчивают зону актуального и ближайшего развития представлений о взрослости умственно отсталых старшеклассников адаптивной школы. Уточнение структуры и содержания представлений умственно отсталых обучающихся о взрослости позволит совершенствовать образовательную и коррекционную деятельность адаптивной школы, направленную на формирование биографических представлений обучающихся указанной категории. Полученные данные могут быть положены в основу факультатива, внеклассных воспитательных мероприятий, направленных на формирование у умственно отсталых воспитанников представлений о взрослости в контексте жизненного пути человека, об ответственности и др. Приведенные сведения о содержании изменчивой периферийной зоны представлений о взрослости умственно отсталых лиц подростково-юношеского возраста будут полезны в разработке базовых учебных действий обучающихся в социальном познании, включая конструирование проблемных ситуаций и других учебных заданий.
Ключевые слова: представления о взрослости; старшеклассники; коллективные представления; олигофренопедагогика; умственная отсталость.
Abstract: The article reflects the structure and content of collective ideas about maturity of adolescents with intellectual disabilities. The article shows the ideological diversity of the corresponding collective ideas formed by a unity of individual concepts of maturity. The authors single out the ideas of the kernel zone including the activitybased and behavioral definitions of maturity. The peripheral zone embraces the mental characteristics of an adult and the concepts about temper and responsibility. The conclusions and generalizations presented in the article, and the fragments of the judgments of respondents with intellectual disabilities characterizing their specific categories and concepts outline the zone of real and proximal development of ideas about the maturity of senior pupils of an adaptive school. Specification of the structure and content of ideas of pupils with intellectual disability about maturity may allow improving the education and rehabilitation activity of adaptive school aimed at the formation of biographical concepts of the pupils of this category. The data obtained can be used as a basis for optional courses, extra-curricular educa-tional activities aimed at the formation of ideas about maturity in the context of the person's life, about responsibility, etc. in pupils with intellectual disabilities. The information on the content of the variable peripheral zone of the concepts of adolescents with intellectual disabilities about maturity presented in the article may be useful for the development of the basic learning actions of pupils in their social cognition, including the design of problem situations and other learning assignments.
Key words: ideas about maturity; senior pupils; collective ideas; oligophrenopedagogy; intellectual disability.