Концепция оптимальности в изучении раннего развития младенцев
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В исследовании проанализированы основные взгляды на развитие младенца. Показаны принципиальные различия в подходах к побудительным мотивам развития — эндогенным и экзогенным. Разнообразие представлений о природе развития ребенка закономерно ведет к противоречивому отношению к показателям адекватного развития и данным о встречаемости нарушений развития. Сглаживание этих противоречий может быть достигнуто с помощью принципов неврологии развития — стандартизации и оптимальности. Принцип стандартизации подразумевает использование стандартных шкал и тестов оценки неврологического статуса и темпов развития детей. Следующим этапом разрешения проблемы является смена диагностических дихотомий нормальное/ненормальное, нормальное/патологическое на оптимальное/субоптимальное. Концепция оптимальности содержит следующие положения: все феномены рассматриваются дихотомически (оптимальное/cубоптимальное); существует оценка кумулятивного риска; итог может иметь числовое значение; оптимальность — более узкое понятие, чем норма. Результаты собственных исследований свидетельствуют об эффективности применения этой концепции. Показано повышение точности диагностики и прогноза при использовании стандартных шкал оценки состояния нервной системы новорожденных, основанных на принципе оптимальности. Приведены данные об изменении представлений о темпах развития детей с внутриутробной экспозицией опиоидов, полученные при реализации концепции стандартизации и оптимальности.
Ключевые слова: раннее развитие; младенцы; оценка развития; концепция оптимальности.
Abstract: The study analyzes the main views on infant development and shows conceptual differences of various approaches to development motivation — endogenous and exogenous. The variety of views on the nature of child development quite naturally leads to conflicting attitudes to adequate development indicators and the data about developmental disorders incidence. It is possible to smooth over these differences with developmental neurology principles — standardization and optimality. The standardization principle presupposes the use of standard scales and tests for assessment of neurological status and child’s development rate. The next stage of the problem resolution consists in replacing the diagnostic dichotomies «normal/abnormal», «normal/patholo-gical» by «optimal/suboptimal». The conception of optimality includes the following conditions: all phenomena are considered in a dichotomy (optimal/sub-optimal); there is assessment of accumu-lated risk; the result may have a numerical value; optimality is a narrower concept than norm. The authors’ own clinical studies results corroborate the efficiency of this conception. The authors report high precision diagnosis and prediction while using standard assessment scales of the state of the nervous system of newborns based on the principle of optimality. The article contains the data obtained in the course of realization of the conception of standardization and optimality about the change of common ideas about the development rates of children with intrauterine exposure to opioids.
Key words: early development; infants; assessment of development; conception of optimality.