Сенсорное воспитание детей со сложными нарушениями развития
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме сенсорного воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Актуальность проблемы определяется значительным увеличением количества детей указанной категории в образовательных организациях и нехваткой предназначенных для диагностики и коррекции сенсорно-перцептивной сферы детей программно-методических материалов, адекватных особенностям их развития и тяжести имеющихся нарушений. В статье показано, что исследователи рассматривают развитие сенсорных и перцептивных процессов как единое целое. На основании анализа научной литературы авторы отмечают низкий уровень сенсорного развития детей с ТМНР. Сенсорно-перцептивные процессы рассматриваются как база дальнейшего познавательного развития детей данной группы и как основа их взаимодействия с окружающим миром. Описаны результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение сенсорно-перцептивной сферы детей 3—5 лет с различными формами детского церебрального паралича тяжелой степени выраженности в сочетании с грубыми нарушениями речевого и интеллектуального развития. Авторами представлена разработанная диагностическая программа, которая включает следующие блоки: исследование зрительного восприятия, исследование слухового восприятия, исследование тактильной чувствительности. Приведены результаты констатирующего эксперимента и описаны организационно-методические подходы к разработке коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ключевые слова: сенсорное воспитание; тяжелые множественные нарушения развития; дошкольники; психологическая диагностика; психокоррекционная работа; сенсорно-перцептивные процессы.
Abstract: The article deals with the problem of sensory education of children with severe multiple developmental disorders (SMDD). The urgency of the problem is determined by a significant increase of the number of children of this category in education institutions and the lack of methods, diagnostics, and rehabilitation materials adequate to the specificity of their development and the degree of severity of their disorders. The article shows that the researchers consider the development of the sensory and perceptual processes as one whole. Based on the analysis of the literary sources, the authors report a low level of sensory development of the children with SMDD. Sensory-perceptual processes are considered to be the basis for the future cognitive development of the children of this group and the prerequisite for their interaction with the environment. The article describes the results of an empirical study the aim of which was to explore the sensory-perceptual sphere of children aged 3-5 years with different forms of severe cerebral palsy accompanied by serious disorders of speech and intellectual development. The authors present an authored diagnostic program which includes the following blocks: examination of visual perception, examination of auditory perception, examination of tactile perception sensitivity. The article contains the results of a summative experiment and describes the organization-methodological approaches to designing a rehabilitation-educational program focusing on improvement of the sensory-perceptual sphere of the children with severe multiple developmental disorders.
Key words: sensory education; severe multiple developmental disorders; preschool children; psychological diagnostics; psycho-rehabilitation work; sensory-perceptive processes.