Социальные представления умственно отсталых старшеклассников
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье отражены современные тенденции в изучении социальных представлений умственно отсталых лиц. Рассматривается применение
метода невербального семантического
дифференциала. Впервые представляются и анализируются семантические
оценки, даваемые умственно отсталыми
старшеклассниками успешным и кризисным ситуациям жизнедеятельности,
связанным с приобретением собственного жилья и заботой о нем, с разным достатком, с поддержанием здорового образа жизни и физической формы, вредными привычками. С учетом полученных данных даются рекомендации по
развитию методик семантического оценивания представлений умственно отсталых лиц. Рассмотрение групповых
семантических универсалий трудных
ситуаций позволяет предположить, что в
социальной среде умственно отсталых
старшеклассников не сформировано
единое общественное мнение о критических обстоятельствах жизнедеятельности, отчего личность человека, оказавшегося в подобных обстоятельствах,
неосознанно воспринимается диффузно
и противоречиво. Представляется, что
это связано с акцентированием в воспитательной практике стандартного социального образца положительной личности. Между тем воспитанники с трудом
представляют себе, каким образом этой
личности удается преодолевать трудные
жизненные ситуации, сохраняя свое благополучие и развивая успех. В связи с
разнообразием индивидуальных профилей оценок представляется необходимым устраивать социально-психологические дискуссии, направленные на обсуждение, рефлексию и уточнение позиций испытуемых.
Ключевые слова: социальные
представления; невербальный семантический дифференциал; семантическая
оценка; умственная отсталость; социальная ситуация.
Abstract: The article reflects current trends in the study of ideas about
society of intellectually disabled senior
schoolchildren and deals with the method
of non-verbal semantic differential. For
the first time the article presents and analyzes semantic evaluations given by intellectually disabled senior schoolchildren to situations of crisis and success in
life related to the acquisition of their own
homes and taking care of them, to different incomes, to maintaining a healthy
lifestyle and physical fitness and to bad
habits. Taking into account the obtained
results the article provides recommendations for the development of the methods
of semantic evaluation of intellectually
disabled persons. The analysis of group
semantic universals of problematic situations leads to the conclusion that the social sphere of intellectually disabled
senior schoolchildren has no uniformed
social opinion about critical life situations,
due to which the personality in such situations is subconsciously seen in a diffused
and controversial way. It may be connected with accentuation of a standard social
image of a positive personality in educational practice. But the pupils hardly realize how this personality manages to overcome difficulties preserving their wellbeing and gaining more success. It seems
that due to the variety of individual profiles of evaluation it is necessary to organize socio-psychological discussions aimed
at consideration, reflection and adjusting
the positions of the pupils with intellectual
disabilities.
Key words: social notions;
nonverbal semantic differential; semantic
evaluation; intellectual disability; social
situation.