Рубрика: УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается новая философия речевых тренингов — синхронизированного тренинга сенсорных механизмов пластики, голоса и речи, отражающая диалогичность актерского искусства, объединяющая глубинные процессы порождения действенной речи, отражающая сочетаемость в речевом искусстве актера вербального и невербального уровней воздействия на партнеров и на зрителей. Новый подход к речевому обучению актера включает четыре основных направления. Первое выражается в своеобразной творческой последовательности постижения азов речевого искусства актера: ощущение — движение — звучание. Методологической базой обучения в этом случае становится не «постановка голоса, дикции, дыхания», а стремление к рождению голосового звучания, как реакции на внутренние импульсы и на внешние раздражители. Во втором направлении важна установка на активизацию сенсорных функций организма в процессе совершенствования речевой выразительности актера. Здесь занятия предполагают последовательное продвижение по следующим этапам: восприятие — воображение — воздействие. Третье направление нацелено на синтез актерской выразительности посредством генетической связи движения и речи. Методологической основой тренинга становится триада, образуемая тремя стадиями в развитии явлений действительности (тезис, антитезис и синтез): освобождение — ритм — выразительность. Четвертое направление связано с одним из центральных понятий в технологии сценической речи — со словесным действием — и может быть определено как словесное творчество. В названных направлениях прослеживается несколько этапов обучения: ощущение творческой свободы — вариативность при овладении техническими навыками — импровизационность поведния в ходе реализации высказывания — диалогичность в общении со сценическим противником.
Ключевые слова: речевой тренинг; актерское мастерство; сценическая речь; дикция; драматургия; импровизация; метод речевого творчества.
Abstract: The article deals with the new philosophy of speech training – a synchronized training of the sensory mechanisms of plastics, voice and speech reflecting the dialogic character of the performing art, uniting the deep processes of actual speech generation and demonstrating the unity of verbal and non-verbal influence upon the partners and the audience in the speech of an actor. The new approach to speech training of an actor includes four basic components. The first component is expressed by a specific creative sequence of learning the foundations of acting: feeling – movement – voice. What serves as the methodological basis of teaching in this case is not “training of voice, diction and breathing” but a desire to give birth to voice modulations as a response to internal impulses and external signals. The second component focuses on activization of sensory functions of the human organism in the process of development of the actor’s expressiveness of speech. Training presupposes the following stages: perception – imagination - influence. The third component concentrates on the synthesis of the actor’s expressiveness by means of the genetic unity between movement and speech. The methodological basis is made up by a triad formed by the three stages of development of real events (thesis, antithesis and synthesis): freedom – rhythm – expressiveness. The fourth component is connected with one of the central notions in the technology of scenic speech – with verbal action – and may be defined as verbal creativity. All the above-mentioned components display several stages of training: feeling of creative freedom – variability of mastering technical skills – improvisation in the process of realization of an utterance – dialogue in communication with the stage opponent.
Key words: speech training; performing art; scenic speech; diction; drama; improvisation; method of speech creativity.