Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В современных условиях развития образовательной системы РФ школе необходимо решать большое количество новых задач. В случае приема в образовательную организацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одной из наиболее важных из них становится создание условий получения полноценного образования в рамках реализации ФГОС НОО (начального общего образования) обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для образовательной организации как специального назначения, так и организации интегрированного и инклюзивного образования наиболее очевидным путем практического внедрения ФГОС является разработка адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) — локального документа, определяющего содержание и организацию образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ. Для того, чтобы помочь образовательным организациям, реализующим инклюзивные и дифференцированные подходы к обучению детей с ОВЗ, решить задачу разработки адаптированных основных общеобразовательных программ на основе примерных АООП, факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в рамках деловой программы Петербургского образовательного форума — 2016 был организован круглый стол «Разработка и внедрение адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: ответственность педагогического коллектива». В ходе активного обсуждения проблем и перспектив внедрения ФГОС в практику работы образовательных организаций были подняты вопросы, связанные с научно-методическим со-провождением, разработкой учебников, электронных образовательных ресурсов и других средств обучения, решением проблем формирования соответствующего кадрового потенциала большинства образовательных организаций и прочего. Всестороннее обсуждение и решение этих вопросов является залогом качественной работы образовательной организации над разработкой АООП и созданием полноценных условий образования детей с ОВЗ.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты; дети с ограниченными возможностями здоровья; умственно отсталые дети; дети с нарушениями интеллекта; адаптированные основные общеобразовательные программы; инклюзивное образование; начальная школа; младшие школьники.
Abstract: The modern Russian school is challenged by a number of new problems to be solved in the conditions of the educational system improvement. In case of enrolling children with disabilities, one of the most important tasks of the education institution is to create conditions for providing proper education in the framework of realization of the FSES PGE (primary general education) for children with disabilities and the FSES for children with intellectual disability. The most evident way of practical implementation of FSES for both education institutions of special type and institutions of integrated and inclusive education consists in design of adapted basic general education programs (ABGEP) as local normative documents determining the content and organization of education of children with disabilities. In order to help education institutions realizing the inclusive and differentiated approaches to education of children with disabilities to solve the problem of designing their own adapted basic general education programs on the basis of model ABGEPs, the faculty of Special Education of Herzen SPU of Russia held a round table discussion “Design and implementation of adapted basic general education programs for persons with disabilities: responsibility of the education institution” in the framework of the business program of Saint Petersburg Educational Forum – 2016. Questions connected with scientific-methodological support, issue of text-books, electronic teaching aids and other educational materials, solution of problems of formation of personnel potential of the majority of education institutions and other questions were raised in the course of active discussions of the challenges and perspectives of implementation of the FSES in practical activity of education institutions. Detailed discussion and solution of these problems is a precondition of providing high quality educational services and creation of efficient ABGEPs for children with disabilities.
Key words: Federal State Educational Standard; children with disabilities; children with intellectual disability; children with intellectual disorders; adapted basic general education program; inclusive education; primary school; junior school-children.