Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается авторская образовательно-реабилитационная программа для детей с общим недоразвитием речи II—III уровня и дизартрией, доказывается эффективность ее реализации в условиях Заполярья. В последнее время растет количество дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии. В заполярных регионах эта категория детей относится к «группе риска», так как именно в зимне-весенний период у них регистрируется учащение обострений хронической соматической патологии, снижение иммунологической реактивности и адаптационного потенциала, изменения обмена веществ, общая слабость, вялость, повышенная утомляемость. Сочетание образовательной, реабилитационной и коммуникативной составляющих при воспитании и обучении такого рода детей с использованием нетрадиционных методов может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. В Полярно-альпийском ботаническом саде-институте была разработана и апробирована образовательно-реабилитационная программа «Экологическая терапия» с коррекционными элементами для детей в возрасте 6—7 лет с речевыми нарушениями. Занятия проводились в период выхода из полярной ночи в условиях Кольского Севера. В течение реализации всей Программы проводилась динамическая регистрация кардио-ритмографических параметров детей. У детей, прошедших курс экологической терапии, по сравнению с контрольной группой отмечается увеличение индекса напряженности сердца к десятому занятию, следовательно, к концу реализации программы концентрация внимания у них достигала максимума. Кроме того, выявлено повышение сопротивляемости организма, устойчивости детей к гелиогеофизическим агентам, активно воздействующим в условиях высоких широт.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; гарденотерапия; анималотерапия; экологическая терапия; индекс напряженности сердца; гелиогеофизические агенты.
Abstract: The article describes an authored educational rehabilitation program for children with general underdevelopment of speech of the 2nd – 3 rd levels and dysarthria and argues its effectiveness in the conditions of Polar regions. Recent years have seen an increase in the number of preschoolers with speech disorders. In Polar regions these children refer to the “group at risk” because it is in the winter-spring period that they demonstrate growth of chronic somatic pathology exacerbation, reduced immunological reactivity and adaptive potential, metabolism changes, general weakness, atonia and increased fatigability. A combination of educational, rehabilitative and communicative constituents in education and upbringing of such children using nontraditional methods may ensure their emotional well-being and adequate psychic development. An educational rehabilitation program “Ecological Therapy” with special education elements for children of 6—7 years of age suffering from speech disorders has been worked out and tested at the PolarAlpine Botanical Gardens-Institute named after N.A. Avrorin. Classes were held during the period of transition from the Polar night in the natural conditions of the Kolskiy North. Dynamic registration of cardiorythmographic parameters of children was done during the whole period of realization of the program. Children who have undergone ecological therapy show higher index of heart tension after ten treatments in comparison with the control group; naturally, by the end of the program their concentration of attention reached its maximum. In addition, the study reveals increase of organism resilience and tolerability of heliogeophysical agents actively influencing people in the conditions of high latitudes.
Key words: general underdevelopment of speech; gardening-assisted therapy; animal-assisted therapy, ecotherapy; heart tension index; heliogeophysical agents.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.