Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Речеязыковые нарушения при расстройствах аутистического спектра (РАС) вариативны и не представлены ни в одной из действующих логопедических классификаций. Вступившая в России в силу в 2022 г. Международная классификация болезней 11 пересмотра (МКБ-11) предполагает введение нового диагностического критерия при РАС — нарушение функционального языка. Предлагается авторская систематизация нарушений функционального языка у детей с расстройствами аутистического спектра. Функциональный язык рассматривается как речеязыковая деятельность ребенка с РАС, осуществляемая для социальной коммуникации и взаимного социального взаимодействия. Делается акцент на важность понимания детьми с РАС взаимоотношений людей в семье и обществе, общепринятых социальных норм и правил коммуникации. Подчеркивается, что способность ребенка с РАС не только констатировать потребность, но и высказать свою субъективную оценку, отношение к происходящему посредством нейтраль-ной, эмоционально-экспрессивной, социальной лексики является важным критерием в оценке уровня развития социально-коммуникативных навыков. Предлагаемая автором систематизация состоит из пяти уровней: доязыкового, номинативного, формального, формально-социального и социально-формального в диапазоне от отсутствия функционального языка до его легкой степени нарушения. Характеризуются особенности экспрессивной, импрессивной речи детей с РАС на каждом уровне нарушения функционального языка, описывается специфика их вербально-коммуникативного поведения. Делается вывод о невозможности развития функционального языка без понимания детьми с РАС смысла социальной и эмоциональной лексики, без усвоения и принятия ими правил поведения в обществе. Приводятся анамнестические, хронологические данные развития речи детей с РАС, написанные их родителями и подчеркивающие представленные автором обобщения и выводы. Предложенная систематизация нарушений функционального языка у детей с РАС основана на практическом логопедическом опыте, полученном автором в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ).
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, детский аутизм, дети-аутисты, функциональный язык, социальная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика, социальный контекст, речеязыковые нарушения.
Abstract: Speech and language disorders in autism spectrum disorders (ASD) are variable and are not represented in any of the current speech therapy classifications. The 11th revision of the International Classification of Diseases (ICL-11), which entered into force in Russia in 2022, involves the introduction of a new diagnostic criterion for ASD — impaired functional language. The article presents an authored systematization of functional language disorders in children with autism spectrum disorders. Functional language is considered as a speech and language activity of a child with ASD, carried out for social communication and mutual social interaction. Emphasis is placed on the importance of understanding by children with ASD of the relationships between people in the family and society, and generally accepted social norms and rules of communication. It is stressed that the ability of the child with ASD not only to state the need, but also to express their subjective assessment or attitude to what is happening through neutral, emotionally expressive, and social vocabulary is an important criterion in assessing the level of development of socio-communicative skills. The systematization suggested by the author consists of five levels: pre-linguistic, nominative, formal, formal-social and social-formal, ranging from the absence of functional language to its mild degree of impairment. The study characterizes the specific features of expressive and impressive speech of children with ASD at each level of functional language impairment and describes the specificity of the children’s verbal and communicative behavior. It is concluded that it is impossible to develop functional language without understanding by the children with ASD of the meaning of social and emotional vocabulary, without learning and accepting the social rules of behavior in society. The article contains anamnestic and chronological data on the development of speech in children with ASD, recorded by their parents and emphasizing the generalizations and conclusions presented by the author. The suggested systematization of functional language disorders in children with ASD is based on the author's practical logopedic experience at the Federal Resource Center for the Organization of Comprehensive Support for Children with ASD.
Key words: autism spectrum disorders, ASD, children’s autism, autistic children, functional language, social vocabulary, emotional-expressive vocabulary, social context, speech and language disorders.