Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследователи подчеркивают значимость этапа эгоцентрической речи для развития речевой деятельности, видов и форм мышления, поведения, коммуникации и социализации у детей. Наличие проблем в речевом развитии может привести к фактическому отсутствию данного этапа либо к его недоразвитию. Одним из важных условий успешности коррекционной работы по развитию эгоцентрической речи является вовлечение семьи ребенка в коррекционное пространство посредством информационных технологий. Цель — выявление уровня информированности родителей о значимости этапа эгоцентрической речи и способах его стимулирования. Ведущим методом являлся метод анкетирования. Выборка включала около 100 родителей детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Полученные данные указывают на необходимость организации специальной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями речи, по активизации эгоцентрической речи. Выделены основные направления работы с семьями дошкольников и предложены методы и формы работы с родителями и другими близкими взрослыми. Подчеркивается необходимость обучения родителей способам взаимодействия с ребенком, организации благоприятной среды для развития эгоцентрической речи в домашних условиях и постоянного контроля со стороны специалистов. Информирование и обучение родителей способам стимулирования эгоцентрической речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет способствовать развитию мышления, речи и их успешной социализации.
Ключевые слова: эгоцентрическая речь, развитие речи, речевые нарушения, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольная логопедия, семейное воспитание, детско-родительские отношения, помощь семье, младшие дошкольники.
Abstract: The researchers emphasize the importance of the stage of egocentric speech for the development of thinking and speech, behavior, communication and socialization of children. Problems of speech development can lead to the actual absence of this stage or to its underdevelopment. One of the important conditions for rehabilitation work aimed at development of egocentric speech is the engagement of the child's family in the rehabilitation environment via information technologies. The purpose of the study is to reveal the level of awareness of parents about the importance of the stage of egocentric speech and the ways to improve it. Questionnaire is the leading research method. The sample includes about 100 parents of preschool children with speech disorders. The data obtained indicate the need to organize special support for families raising children with speech disorders in developing egocentric speech. The authors have worked out the main directions of work with the families of preschoolers and suggested special methods and forms of work with parents and other close adults. The study emphasizes the necessity of teaching parents how to interact with the child, to organize a favorable environment for the development of egocentric speech at home, and to provide continuous monitoring by specialists. Informing and teaching parents how to stimulate egocentric speech in pre-schoolers with severe speech disorders can facilitate the development of thinking, speech and their successful socialization.
Key words: egocentric speech, speech development, speech disorders, disorders of speech, children with speech disorders, preschool logopedics, family education, child-parent relations, support for the family, junior preschoolers.