Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией. Авторами осуществлена попытка представить систему логопедической работы на начальном этапе преодоления экспрессивной (моторной) алалии в соответствии с «языковой» концепцией. В статье представлены этапы работы по формированию языкового механизма у детей с алалией через моделирование коммуникативных ситуаций. Раскрыты цель, задачи и принципы коррекционно-логопедической работы по формированию языкового механизма у детей с алалией. Формирование языковых механизмов у дошкольников с алалией строится с учетом основных онтогенетических закономерностей. Система логопедической работы ориентируется на создание «ключевых звеньев» в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника в форме диалога. Предметно-практическая, игровая и другие виды деятельности стимулируют формирование языковых и речевых навыков. Авторами описана последовательность подбора лингвистического материала. Подчеркивается важность использования коммуникативно значимых языковых единиц.
Ключевые слова: экспрессивная алалия; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; развитие речи; грамматические модели; диалоги; коммуникативные ситуации; грамматические формы; лингвистические материалы.
Abstract: The article is devoted to a most urgent issue of speech therapy – speech development in children with expressive (motor) alalia. The authors made an attempt to present a system of logopedic work at the initial stage of overcoming expressive (motor) alalia in accordance with the “linguistic” conception. The article presents the stages of work on formation of the linguistic mechanism in children with alalia via modeling communicative situations. The authors formulate the goal, tasks and principles of rehabilitation-logopedic work on formation of linguistic mechanism in children with alalia. The formation of limguistic mechanisms in preschool children with alalia is regulated by the basic ontogenetic principles. The system of logopedic work is oriented towards the creation of “key links” in the process of joint activity of the teacher and the pupil in the form of dialogue. Practical, game-based and other activities stimulate the formation of linguistic and speech skills. The authors describe the sequence of selection of linguistic material. The importance of using communicatively meaningful linguistic units is underlined.
Key words: expressive alalia; logopedics; speech disorders; children with speech disorders; speech development; grammatical models; dialogues; communicative situations; grammatical forms; linguistic material.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.