Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_07
Аннотация: Актуальность исследования определяется тем, что полученные на основе индивидуализации речевых и когнитивных особенностей развития результаты доказывают вариативность проявлений в нарушении формирования операций вербально-логического мышления у детей с трудностями в обучении. На современном этапе образования особого внимания заслуживают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы Центральной психолого-медико-педагогической комиссией первые варианты адаптированных образовательных программ (АООП 5.1. и АООП 7.1), соответствующие единым стандартам для детей, не имеющих нарушений развития. В рамках исследования изучаются особенности понятийного мышления учащихся с первичной и вторичной речевой патологией, а также их способность осуществлять операции срав¬нения и обобщения на основе вербального материала. Диагностические задания были составлены на основе субтеста «Установление аналогий» группового интеллектуального теста и субтеста «Сходства» теста Векслера (детский вариант). В исследовании приняли участие младшие школьники третьих классов, имеющие заключение о тяжелых нарушениях речи (вариант АООП 5.1), и с заключением о задержке психического развития (вариант АООП 7.1). В структуре нарушений письма у всех участников исследования отмечаются специфические ошибки, обусловленные несформированностью операций языкового анализа и синтеза. На основе количественного и качественного анализа полученных результатов охарактеризованы специфические нарушения, сформулированы выводы и определены дальнейшие перспективы.
Ключевые слова: понятийное мышление, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, начальная школа, младшие школьники, трудности обучения, развитие мыслительных операций, вербально-логическое мышление
Abstract: The urgency of the study is determined by the fact that the results obtained prove the variability of manifestations of the irregularities of formation of verbal-logical thinking operations in children with learning disabilities based on the individualization of speech and cognitive peculiarities of development. At the present stage of education, students with disabilities deserve special attention. In view of this, first variants of adapted basic general education programs (ABGEP 5.1. and ABGEP 7.1), corresponding to the uniform educational standards for typical children, have been recommended by the Central Psycho-Medico-Pedagogical Council. The study examines the specific features of conceptual thinking of students with primary and secondary speech disorders, as well as their ability to perform comparison and generalization operations based on verbal material. The diagnostic tasks were compiled on the basis of the subtest “Establishing Analogies” of the group intelligence test and the subtest “Similarity” of the Wexler test (children's version). The observation involved third grade junior schoolchildren who have a conclusion about severe speech disorders (ABGEP option 5.1) and disorders of psychological development (ABGEP option 7.1). All observation participants have specific errors due to the presence of language analysis and synthesis operations underdevelopment in the structure of writing disabilities. Based on the quantitative and qualitative analyses of the results obtained, specific disabilities are characterized, certain conclusions are formulated and further observation prospects are outlined in this paper.
Key words: logical thinking, logo¬pedics, speech disorders, children with speech disorders, primary school, junior schoolchildren, learning disabilities, development of thinking operations, verbal-logical thinking

Для цитирования:

Андриашина, А. И. Специфика формирования операций вербально-логического мышления у младших школьников с трудностями в обучении / А. И. Андриашина, Л. А. Тишина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 81-89. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_07.

For citation

Andriashina, A. I., Tishina, L. A. (2023). The Specifics of the Formation of Verbal-logical Thinking Operations in Youn¬ger Schoolchildren with Learning Difficulties // Special Education. – 2023. – №1. – P. 81-89. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_07.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.