Файл статьи: PDF
Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования предпосылок возникновения трудностей у старших дошкольников с на-рушением зрения в компьютерном конструировании. Выборка исследования: 144 ребенка дошкольного возраста со слабовидением, косоглазием и амблиопией и нормальным зрением 5–6 и 6–7 лет. В экспериментальной работе использовались методики психолого-педагогической диагностики, которые содержали критерии выявления трудностей выполнения заданий по конструированию в условиях компьютерного игрового поля: трудностей зрительного анализа формы плоскостных фигур; их частей; мысленного представления изменений в расположении фигур при составлении целого из частей; установления пропорциональных соотношений частей фигуры по форме и величине; апробации различных намеченных вариантов соединения деталей; их пространственного расположения; воссоздания фигур по образцам контурного (нерасчлененного) характера в сравнении с практическим решением конструктивных задач в условиях предметного мира; трудностей самостоятельной работы у каждого ребенка. Был выделен комплекс показателей, при помощи которых стало возможным разграничение предпосылок возникновения трудностей, связанных с особенностями развития у дошкольников с нарушением зрения перцептивных, умственных действий и навыков самостоятельной работы. Результаты исследования могут быть использованы для организации коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: трудности компьютерного конструирования, компьютерное конструирование, компьютерные технологии, дошкольная тифлопедагогика, старшие дошкольники, нарушения зрения, дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, зрительные нарушения, информационно-коммуникационные технологии, зрительный анализ, зрительный синтез, самостоятельность.
Abstract: The study presents the results of an empirical study of the prerequisites for the emergence of difficulties in junior preschoolers with visual impairment in computer-aided design. The research sample includes 144 preschoolers with impaired vision, strabismus and amblyopia and typical vision aged 5-6 and 6-7 years. Experimental methods of psycho-pedagogical diagnostics on the basis of certain criteria made it possible to identify the following difficulties in performing computer-aided design tasks in a playing field by the children with visual impairment: difficulties in visual analysis of the shape of plane figures; their parts; mental visualization of changes in the arrangement of figures when assembling a whole from parts; establishing proportional ratios of the parts of the figure in shape and size; approbation of various planned options for connecting parts; their spatial arrangement; re-creating figures based on patterns of a contour (non-segmented) nature in comparison with the practical solution of construction problems in the real world of objects; and difficulties of independent work for each child. The author singled out a set of indicators, with the help of which it became possible to distinguish between the prerequisites for the emergence of difficulties associated with developmental characteristics in preschoolers with visual impairment of perceptual mental actions and independent work skills. The results of the study can be used to organize rehabilitation-educational work with senior preschoolers with visual impairment using information and communication technologies.
Key words: difficulties of computer-aided design, computer-aided design, computer technologies, preschool typhlopedagogy, senior preschoolers, visual impairments, senior preschoolers with visual impairments, vision impairment, information and communication technologies, visual analysis, visual synthesis, independence.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.