Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье отражены структура и содержание коллективного представления о взрослости лиц подростково-юношеского возраста с задержкой психического развития. Представлено идейное многообразие соответствующего коллективного представления, образуемого совокупностью индивидуальных концептов. Выделены представления ядерной зоны, включающие деятельностные, ментальные и поведенческие определения взрослости. Осуществлено сравнение коллективного представления о взрослости старшеклассников с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Выявлено, что ментальные характеристики взрослого человека применяются респондентами с задержкой психического развития достоверно чаще, чем умственно отсталыми сверстниками. К ним относятся высказывания о способности взрослого человека понимать себя, о его жизненном опыте и направлениях рефлексии. Полученные данные могут быть положены в основу проектирования учебных действий, позволяющих обучающимся с задержкой психического развития уточнять значение категорий и концептов, входящих в семантическое поле концепта взрослость. Представленные авторами выводы и обобщения, примеры суждений обучающихся с задержкой психического развития, содержательно характеризующие свойственные им категории и концепты, очерчивают зону актуального и ближайшего развития представлений о взрослости старшеклассников с задержкой психического развития и могут найти применение в исследовательских и коррекционно-развивающих целях в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы по отношению к обучающимся указанной категории.
Ключевые слова: представления о взрослости; взросление; взрослость; коллективные представления; задержка психического развития; ЗПР; подростки.
Abstract: The article reflects the structure and content of collective ideas of adolescents with disorders of psychological development about adulthood. The article shows the ideological diversity of the corresponding collective ideas formed by a unity of individual concepts of adulthood. The authors single out the ideas of the kernel zone including the activity-based, mental and behavioral definitions of adulthood. The article compares the collective ideas about adulthood of senior pupils with disorders of psychological development with those of senior pupils with intellectual disabilities. It has been revealed that the mental characteristics of an adult are used by the respondents with disorders of psychological development significantly more often than by their peers with intellectual disabilities. These characteristics include utterances about the ability of an adult to understand himself, about his life experience and lines of reflection. The data obtained can be used as a basis for designing learning actions allowing the pupils with disorders of psychological development to specify the meaning of the categories and concepts making up the semantic field of the concept adulthood. The conclusions and generalizations presented in the article, and the fragments of the judgments of the respondents with disorders of psychological development characterizing their specific categories and concepts outline the zone of real and proximal development of ideas of senior pupils with disorders of psychological development about adulthood and can be used for research and rehabilitation-educational purposes in the educational process of the general education school for the pupils of this category.
Key words: ideas about adulthood; maturity; adulthood; collective ideas; disorders of psychological development; DPD; adolescents.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.